ПОВЕСТЬ О ЦАРИЦЕ И ЛЬВИЦЕ
«Повесть о царице и львице»— русская версия широко известного в европейской средневековой литературе сюжета о приключениях оклеветанной и изгнанной царицы и ее сыновей. Повесть возникла в России в 1673-1677 гг. как русский перевод польского рыцарского романа об Оттоне и Алунде; не позднее 1690-х гг. этот перевод был переработан. Заинтересовавший русского книжника новизной и занимательностью повествования, рыцарский роман в то же время не соответствовал полностью его литературным вкусам, пока еще довольно традиционным; поэтому и возникает повесть на тот же сюжет, но написанная по канонам древнерусской литературы. (…)
Сигъклит — синклит, здесь: приближенные царя.
СКАЗАНИЕ О ДРЕВЕ ЗЛАТОМ И ЗЛАТОМ ПОПУГАЕ
«Сказание о древе златом и златом попугае» создано в середине XVII века, возможно, тем же автором, что и «Слово о благочестивом царе Михаиле». Для него также характерно свободное отношение к источнику, вольное варьирование разнообразных мотивов, ориентация на сказовый стиль и русский фольклор; героями повествования также являются императоры Царьграда, образы которых столь же далеки от их исторических прототипов.
Основным источником для автора «Сказания…» послужила византийская история в переложении Русского Хронографа. Именно там сохранился наиболее подробный рассказ о создании императором Феофилом золотого дерева с драгоценными птицами и о его сыне царе Михаиле, который, пропив все богатства отца, разломал под конец чудесное дерево. Однако царь Михаил в «Сказании…» как и в «Слове…», изобража ется благочестивым, мудрым правителем и не имеет ничего общего с реальным императором. В «Сказании…» на Михаила перенесены положительные черты его отца, ему приписано и сотворение золотого дерева. Отрицательные же черты исторического Михаила, его неблаговидное поведение переданы вымышленному царю Левтасару, поскольку реально сменивший Михаила на престоле Василий Македонянин по чертам характера и поступкам не подходил к образу нечестивого наследника.
Источником для второй части «Сказания…» послужил широко известный древнерусскому читателю сюжет о пророчестве царю Валтасару (Книга Даниила, гл. V). Кстати, в большинстве хроник распутный Михаил сравнивается с вавилонским царем Валтасаром. (Видимо, имя Левтасар видоизмененное Валтасар.) Третья часть «Сказания…»— об убийстве Левтасара Дарием Мидянином (лишь упомянутым в Книге Даниила) скорее всего сочинена автором.