• Главная
  • Новости
  • Новое о филологии
  • Фотоальбомы
  • Статьи
  • Контакты
  • Минералов Юрий Иванович
    Минералов Юрий Иванович
    (30.05.1948г. - 29.08.2012г.)

    Добро пожаловать на сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького, доктора филологических наук, - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

    Одни из классических повестей

    11/10/2012

    #

    ПОВЕСТЬ О ЦАРИЦЕ И ЛЬВИЦЕ

    «Повесть о царице и львице»— русская версия широко известного в европейской средневековой литературе сюжета о приключениях окле­ветанной и изгнанной царицы и ее сыновей. Повесть возникла в России в 1673-1677 гг. как русский перевод польского рыцарского романа об Оттоне и Алунде; не позднее 1690-х гг. этот перевод был перерабо­тан. Заинтересовавший русского книжника новизной и заниматель­ностью повествования, рыцарский роман в то же время не соответство­вал полностью его литературным вкусам, пока еще довольно традицион­ным; поэтому и возникает повесть на тот же сюжет, но написанная по канонам древнерусской литературы. (…)

    Сигъклит — синклит, здесь: приближенные царя.

    СКАЗАНИЕ О ДРЕВЕ ЗЛАТОМ И ЗЛАТОМ ПОПУГАЕ

    «Сказание о древе златом и златом попугае» создано в середине XVII века, возможно, тем же автором, что и «Слово о благочестивом царе Михаиле». Для него также характерно свободное отношение к источнику, вольное варьирование разнообразных мотивов, ориентация на сказовый стиль и русский фольклор; героями повествования также являются императоры Царьграда, образы которых столь же далеки от их исторических прототипов.

    Основным источником для автора «Сказания…» послужила византий­ская история в переложении Русского Хронографа. Именно там сохра­нился наиболее подробный рассказ о создании императором Феофилом золотого дерева с драгоценными птицами и о его сыне царе Михаиле, который, пропив все богатства отца, разломал под конец чудесное де­рево. Однако царь Михаил в «Сказании…» как и в «Слове…», изобража ется благочестивым, мудрым правителем и не имеет ничего общего с реальным императором. В «Сказании…» на Михаила перенесены поло­жительные черты его отца, ему приписано и сотворение золотого дерева. Отрицательные же черты исторического Михаила, его неблаго­видное поведение переданы вымышленному царю Левтасару, поскольку реально сменивший Михаила на престоле Василий Македонянин по чертам характера и поступкам не подходил к образу нечестивого на­следника.

    Источником для второй части «Сказания…» послужил широко из­вестный древнерусскому читателю сюжет о пророчестве царю Валтаса­ру (Книга Даниила, гл. V). Кстати, в большинстве хроник распутный Михаил сравнивается с вавилонским царем Валтасаром. (Видимо, имя Левтасар видоизмененное Валтасар.) Третья часть «Сказания…»— об убийстве Левтасара Дарием Мидянином (лишь упомянутым в Книге Да­ниила) скорее всего сочинена автором.