«Повесть о Савве Грудцыне» написана в 60-х годах XVII века как эпизод из недавнего прошлого. Она начинается с 1606 г., «попусти бог на Московское государство… Гришку Отрепьева»; герой принимает участие в борьбе с поляками за Смоленск в 1632—1634 гг. Безымянный автор пишет не историю России, он рассказывает о частной жизни купеческого сына Саввы Грудцына. Повесть на русском материале разрабатывает фаустовскую тему: тему продажи души дьяволу за мирские блага и наслаждения.
Грудцыны-Усовы — существовавшая в реальности купеческая фамилия. Ее представители торговали в Москве и Великом Устюге, участвовали в земских соборах и закладывали храмы, входили в гостиную сотню, то есть принадлежали к самой верхушке торгового сословия. (…) Возможно, что повесть отразила какие-то реальные беды, пережитые этой семьей, что беспутный недоросль из рода Усовых-Грудцыных соблазнил замужнюю купчиху. Возможно также, что «присушить» купчиху он пытался с помощью сатаны. (…)
Автор строит повествование то по законам «чуда», то по стереотипам сказки. В художественном отношении эти переключения с одного сюжетного прототипа на другой, с религиозной легенды на сказку и снова на религиозную легенду создают эффект обманутого ожидания, не характерный для средневековой литературы, когда знакомая сюжетная ситуация влекла за собой другую, столь же знакомую. Такой прием характерен для искусства нового времени, в котором ценится неожиданное и непривычное. Именно поэтому «Повесть о Савве Грудцыне» принято считать первым русским опытом романа.
…оставляет великий град Устюг…— После того как летом 1612 г. интервенты были разгромлены у стен Москвы, два отряда, состоявшие в основном из «черкас», т. е. запорожских казаков, двинулись на север. Они разграбили вологодский Прилуцкий монастырь, захватили Сольвы-чегодск, а в конце января 1613 г. предприняли два приступа на Великий Устюг, но были отбиты.
…до лет благочестивого царя… Михаила Федоровича.— Царь Михаил Федорович правил с 1613 до 1645 г.
Обычай же имеяше той Фома куплю деяти…— Казань была центром торговли с Востоком, в частности с Персией.
…быстъ мещанинъ именемъ Баженъ Вторый…— Важен — мирское имя. Определение «Вторый» говорит о том, что у него был старший брат с тем же прозвищем, Важен Первый.
…поять ея сущую девою.— Это значит, что третьим браком Важен женился не на вдове, а на девице.
…около его стояща множество юношей крылатыхъ, лица же ихъ овыхъ сини, овыхъ багряны, иныя яко смола черная.— По православным представлениям, божественному «свету» противостоит дьявольская «тьма» (она «кромешная», потому что вне, «кроме» света). Соответственно сам дьявол и его слуги «темны», отчего и назывались обычно «синьцами» и «ефиопами».