• Главная
  • Новости
  • Новое о филологии
  • Фотоальбомы
  • Статьи
  • Контакты
  • Минералов Юрий Иванович
    Минералов Юрий Иванович
    (30.05.1948г. - 29.08.2012г.)

    Добро пожаловать на сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького, доктора филологических наук, - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

    Рассказ – эпический жанр с малым объемом

    09/06/2013

    #

    Рассказ – эпический жанр с малым объемом

    Большинство литературоведов считают, что этим русским термином называют европейскую новеллу. В действительности между этими исторически сложившимися разновидностями эпического жанра принципиального различия не наблюдается. Зато имеется одна общая черта – малые объемы. Именно краткость является их основным признаком.

    Появление рассказа связано с развитием в 19 веке реализма в литературе, особенно русской. Новелла постепенно была вытеснена другим видом короткого повествования — рассказом, который поначалу относили к одной из разновидностей краткой повести. Гоголь, давая ему определение, отмечал, что это мастерски «рассказанный случай», который может случиться с любым человеком.

    Рассказ нельзя спутать с очерком, так как последний публицистичен, в нем преобладает прямое описание. Это своего рода литературное исследование. Рассказ же всегда посвящен конкретному герою, в нем речь идет о каком-либо отдельном событии в его жизни, развитие сюжета происходит вокруг определенного эпизода. В этом состоит и его главное отличие от повести, которая представляет собой развернутую форму повествования, где обычно описывается несколько моментов из жизни главного героя.

    Рассказ всегда имеет малый объем. Но не количество страниц главное (встречаются короткие повести и длинные рассказы), а установка автора на краткость повествования. Например, у Чехова имеется рассказ «Ионыч», который по содержанию больше похож даже не на повесть, а на роман, так как в нем описана практически вся жизнь главного героя. Но писатель так предельно кратко изложил все эпизоды, что четко прослеживается одна авторская цель – показать духовное падение доктора Старцева. В данном случае прав был Джек Лондон, отмечая, что в рассказе должно наблюдаться единство настроения, ситуации и действия.

    Несмотря на предельную краткость, особая роль отводится деталям, которые могут заменить пространные характеристики персонажей. В тургеневском рассказе «Хорь и Калиныч» сущность обоих главных героев мастерски раскрыта двумя деталями. О хозяйственности Хоря можно судить по его великолепным сапогам, а поэтичность Калиныча выражена в пучке земляники, которую он преподнес своему другу.

    Рассказ должен восприниматься целиком, как бы одним глотком. Поэтому все детали должны в нем расставляться таким образом, чтобы при чтении образы слагались мгновенно, и перед читателем возникало живое представление о происходящих событиях.