• Главная
  • Новости
  • Новое о филологии
  • Фотоальбомы
  • Статьи
  • Контакты
  • Минералов Юрий Иванович
    Минералов Юрий Иванович
    (30.05.1948г. - 29.08.2012г.)

    Добро пожаловать на сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького, доктора филологических наук, - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

    Новелла – краткость, острый сюжет и отсутствие психологизма

    31/07/2013

    #

    Новелла – краткость, острый сюжет и отсутствие психологизма

    Теоретического определения данного жанра не существует. Большинство исследователей, в том числе и Е. Мелетинский считают, что рассказ – это русский термин новеллы. Этот жанр относится к прозе и для него характерен типичный стиль изложения и неожиданная развязка. Очень часто этот термин употребляется в качестве синонима рассказа, а иногда как одна из его разновидностей.

    Само слово происходит от итальянского novella, что в переводе обозначает новость. Жанр классической новеллы возник еще в эпоху Возрождения. В то время и были определены ее специфические черты. Они знакомы почитателям данного жанра и особенно хорошо прослеживаются в сборнике «Декамерон», содержащем произведения знаменитого итальянского прозаика Джованни Боккаччо.

    По словам Гете, новелла – это неслыханное происшествие. Она повествует о неожиданных поворотах судьбы в жизни героя, необыкновенных происшествиях и событиях окружающих его.

    Считается, что генетические корни новеллы находятся в таких жанрах, как:

    • сказка
    • анекдот
    • басня

    Единственное, что отличает ее от анекдота – это не комический, а трагический или сентиментальный сюжет. Нет в ней и назидательности, присущей басне, и волшебного элемента из сказки. Хотя волшебство может присутствовать, но, в основном, в восточной новелле, в ней оно воспринимается более как что-то удивительное.

    Так получилось, что каждая из прошедших эпох накладывала свой отпечаток на этот жанр. Например, в эпоху романтизма новелла воспринималась как мистика, в которой не существует грани между реальными событиями и преобладающими в сознании героя. Но в то же время новелле удается избегать философии и психологизма. Мир ее героя передают, в первую очередь, его поступки. При этом автор не выказывает свои оценки, по поводу тех или иных его действий и не вторгается в повествование.

    Однако развитие такого направления, как реализм в литературе приводит к исчезновению классических образцов новеллы. Ведь этот жанр невозможен без психологизма и описательности. Поэтому новелла постепенно вытесняется другими видами повествования, среди них первое место, непосредственно в России, занимает рассказ, существовавший долгое время как одна из разновидностей краткой повести. При этом Н.В.Гоголь называет его частной разновидностью, подразумевая под ним мастерски рассказанный случай из жизни, причем такой, который может произойти с каждым.