• Главная
  • Новости
  • Новое о филологии
  • Фотоальбомы
  • Статьи
  • Контакты
  • Минералов Юрий Иванович
    Минералов Юрий Иванович
    (30.05.1948г. - 29.08.2012г.)

    Добро пожаловать на сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького, доктора филологических наук, - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

    ПОВЕСТЬ О ЦАРЕ АГГЕЕ

    01/11/2012

    #

    «Повесть о царе Аггее» была создана в конце 1670-х гг. в кругах образованных книжников, близких к московскому Печатному двору. Ее автор использовал международный сюжет о царе, лишенном престо­ла за «гордость», привлекая в качестве источников прежде всего новин­ки своего времени — рассказ о гордом царе из «Неба Нового» украин­ского просветителя и церковного деятеля Иоанникия Галятовского из сборника, впервые переведенного с украинского на русский язык в 1677 г. (впрочем, в Москве читали его в оригинале), и «Слово о богатом и Лазаре» из «Обеда душевного» Симеона Полоцкого, работа над кото­рым окончилась в 1675—1676 гг. Кроме того, есть внутренняя переклич­ка «Повести…» и «Жития Алексея человека божия»: герои обоих про­изведений попадают в сходные ситуации, но реакции их контрастны, поэтому внешне близкие ситуации «Повести…» и «Жития…» имеют прямо противоположные оценочные знаки.

    Внимание к «Житию Алексея человека божия» вызывалось серьез­ными причинами. Как придворная, так и массовая литература всеми доступными средствами прославляла официального небесного патрона царя Алексея Михайловича, сближая таким образом правящего госуда­ря по признаку «святости» со святым. Однако автор «Повести о царе Аггее», вводя новый для русской литературы мотив подмены гордого царя ангелом, в противовес «Житию…» противопоставляет земного пра­вителя и его небесного защитника. «Повесть…», по всей видимости, выражала взгляды той «фронды», которая была недовольна церковной политикой Алексея Михайловича, но не решалась выступить против нее открыто. Скорее всего «Повесть…» была написана кем-то из сто­ронников опального патриарха Никона.

    «Повесть о царе Аггее» представляет типичный образец повести-притчи, характеризующейся четкостью сюжета в сочетании с его много­значностью. С одной стороны, изначально присущая повести-прит­че дидактичность отходила на второй план перед занимательностью сюжета, с другой — позволяла использовать повесть в идейной борьбе своего времени. Благодаря этому в разной читательской среде «Повесть о царе Аггее» воспринималась и как занимательный рассказ о необычай­ном происшествии, и как нравоучительное повествование, долженствую­щее внушить читателю определенный эталон поведения, и как полити­ческий памфлет, в аллегорической форме высказывающий критику в адрес правящего государя. (…)

    …чтуще святое Еванъгилие… «Богатый обнищают, а нищий обогатеют»… —Отсылка к Евангелию, характерная для большинства ва­риантов «Повести…», ошибочна; здесь несколько искаженно цитируется Псалтырь.