В конце XIX и в начале XX века Россия переживала эпоху невиданного доселе экономического подъема и технического прогресса. Общество жило в ожидании великих перемен, которые должны были произойти в самом ближайшем будущем. В то же время европейская культура переживала очередной кризис, выразившийся в отрицании прогрессивного развития человечества и пересмотре моральных ценностей. Веяния духовных поисков на Западе в России приняли свои оригинальные формы в поэзии, которые с легкой руки русского философа Николая Бердяева стали называться Серебряным веком.
Русские поэты искали новые способы самовыражения, ощущая, что прежний и привычный мир уходит навсегда в прошлое. Зачинателями нового движения в отечественной поэзии стали Александр Блок, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов и Дмитрий Мережковский.
Самой мощной волной новой поэзии стало течение символизма. В его становлении главную роль сыграло учение Владимира Соловьёва о Красе, Добре и Истине, которые должны были спасти мир. Спасение происходило путем слияния с ними посредством искусства, а по мнению вождя символистов Валерия Брюсова исключительно с помощью символизма. Свои взгляды по этому вопросу он выразил в трёх сборниках «Русские символисты» (1894-95 гг.). Главным он считал отображение в поэзии движения души и особенностей личности поэта.
Символизму противостояло течение акмеизма, которое делало упор не на мистическую составляющую бытия, а на реальную жизнь. Теоретиком акмеизма был Николай Гумилёв, который отстаивал самоценность «мудрой и ясной» действительности. Его последователи выступали против мистических намёков и символов, понятных лишь узкой группе избранных. Они пытались вернуть поэтическому слову максимальную конкретность и недвусмысленность. Сторонниками акмеизма были Мандельштам и Ахматова.
Самыми революционными и агрессивными были поэты, исповедовавшие приближение всеобщего краха и мечтавшие приблизить его всеми возможными способами. Они ненавидели эстетическую красу в любом проявлении и всячески прославляли уродство. Футуристы изобретали новые слова, ритмы и рифмы, а своим внешним видом пытались бросить вызов утончённому эстетизму высших слоев общества.
В 1919 году в России появились имажинисты, объявившие художественный образ самоцелью творчества. Они нарушали грамматические правила, предпочитая творить в жанре верлибра.