• Главная
  • Новости
  • Новое о филологии
  • Фотоальбомы
  • Статьи
  • Контакты
  • Минералов Юрий Иванович
    Минералов Юрий Иванович
    (30.05.1948г. - 29.08.2012г.)

    Добро пожаловать на сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького, доктора филологических наук, - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

    Основные жанры восточной поэзии

    27/01/2013

    #

    Основные жанры восточной поэзии

    Говоря о поэзии Востока, поэтические жанры чаще всего представлены японскими, китайскими стихами, однако произведения восточного стихосложения состоят не только из классической японской «нерифмы», но и из целого сонма ближневосточной классики. Поэтому, проводя анализ поэтического творчества Востока, следует подразумевать единство восточной поэзии. Сложные по философским меркам китайские и японские произведения необходимо объединять с жизнерадостной младомусульманской поэзией Саади, Омара Хайама, Фирдоуси и др. Как раз про эту поэзию Пушкин написал, что для него образец был представлен восточным слогом.

     

    Но основой поэзии Востока, естественно, является многоликая, мудрая классическая поэзия Японии, многие стихотворные жанры которой родились много столетий назад. Традиционно становление японской поэзии разделено на три периода, состоящее из  поэзии Древней Японии (8-9 века), поэзии Средневековья (12-18), поэзии Нового времени (20 столетие). Первый период представлен такими поэтами, как Сугавара-но Митидзанэ, Ки-но Цураюки, Аривара-но Нарихира. Ко второму относятся Мацуо Басе, Нисияма Соина, Мацунага Тэйтоку. К третьему принадлежат Китахара Хакуси, Исикава Такубоку, Есано Акио.  

     

    Первые шаги становления поэтики Японии связаны с народной песней «ута». Главное содержание песен представляло наивные напевные стихотворения, отображавшие окружающий мир. В то древнее время была распространена лишь одна форма стиха — танку (короткая песнь), нагаута — длинное стихотворение — не использовалось достаточно широко.

     

    Танка является пятистишием, имеющим пять слогов в первой строке, вторая строка состоит из семи, третья — из пяти, а в четвертой и пятой строках ставятся семь. Три метрические единицы составляют первую строфу, две — вторую.

     

    Хокку представлено более сложным ритмическим рисунком, в состав которого входит семнадцать сложений, поделенных на три группы. Они разнятся числом слогов. Первый стих имеет пять слогов, второй — семь, третий — вновь пять. В большинстве случаев хокку называют трехстишием. Чередование слогов обеспечивает ритм прочтения, поэтому ударения здесь не важны. В хокку преобладает «нерифма», поэтический четкий размер, без которых само трехстишие меркнет и рассыпается.

     

    Однако все же некоторыми классиками, такими как Басё, зачастую нарушалась метрика с целью создания художественного образа. По словам известного знатока, переводчика японских стихов В. Марковой, хокку является искусством, в котором многое выражается немногословно. Лучшая школа хайку — школа Басё. Поэт замкнул в своей поэзии миросозерцательный принцип философии Востока.