Один из главных мотивов философских лирических произведений Тютчева представлен мотивом иллюзорности, эфемерности, ирреальности существования. Эфемерное, по мнению автора, это прошлое — то, что отсутствует сегодня. Однако и реальность, так как она беспрерывно меняется, также, по своей сущности, является только призраком. При подробном ознакомлении с философией Тютчева можно заметить, что такой простой вещью, как радугой, представлен символ иллюзорности. Она красива, но это только мираж, ее нет в действительности, к ней нельзя прикоснуться, но ею можно восторгаться. Отражение тонкости, хрупкости созерцания бытия показано в стихе «День и ночь». Это стихотворение представляет собой образец философской поэзии Тютчева. Тут практически все видимое мироздание осознается в качестве призрачного покрова, наброшенного над безмерной пропастью.
Философской лирике поэта присуща также мистическая тематика, которой характеризуется романтическая поэзия. Это «откровение», «высшее познание», которое достигается слиянием человеческой души и «души мира». Об этом рассказано в стихах «Видение», «Проблеск», пр. Здесь противопоставляется день и ночное уединение. Первое является «внешним шумом», второе — дорогой к «действительному» постижению. Этот мистический лейтмотив проходит через философскую лирику Тютчева, зачастую выражаясь образом звездной ночи. Поэтому можно сделать вывод, что он может рассматриваться как основной мотив в лирическом творчестве поэта.
Существует в его поэзии несколько иных образов, благодаря которым вырисовывается философская лирика Тютчева. Такие образы представлены, к примеру, подземными водами, глубокими источникам, чистым высоким небом, которому в большинстве случаев противопоставляется земля. Согласно своим убеждениям Федор Тютчев — фаталист. Он верил априори в предопределение человеческой судьбы, а также судьбы всего мира. Тем не менее это чувство не выражается в лирике автора чем-то обреченным, пессимистическим, а как раз напротив — только обостряется желанием жить, продвигаться вперед для встречи прекрасного, сияющего будущего. Нужно отметить, что философская лирика Тютчева обладает мотивами, образами, которые имеются в романтизме, идеализме.
Все это позволяет предполагать, что Федор Иванович Тютчев это предвестник символизма в литературе России, так как благодаря поэзии символистов произошло проявление и качественное развитие тех мотивов, направлений, заложенных когда-то Тютчевым в его философских лирических творениях.