Практически для всех поэтов и писателей состояние одиночества является одним из основных переживаний в жизни, которое находит отражение в их творчестве и влияет на их поэзии. При этом переживания самого состояния одиночества служит палитрой для глубины и яркости отражения особенностей бытия. Так, русская поэзия начала XX века отразила и раскрыла суть мирового кризиса, связанная с потерей религиозности, катастрофой ценностей, отсутствием перспектив развития, к тому же заглубленной социальными антагонизмами.
Как часто говорит об одиночестве В. Брюсов! Интимные стихи Брюсова очень личные и вместе с тем выражают общий для его времени нравственный опыт, достаточно невеселый, даже горький.
Стихотворение 1903 «Одиночество» воспроизводит беспощадность заключения «на дне души — тюрьмы», ощущение отделенности от других людей и в страсти, наконец, то, что особенно невыносимо — быть «вечно в центре круга, где вечно замкнутый кругозор ».
Тема одиночества личности — одна из ключевых в Блока. Здесь поэт выступает в первую очередь наследником традиции Лермонтова, который написал гениальное стихотворение: «Выхожу один я на дорогу». Лирический герой Александра Блока — поэт, творческая личность — как правило, изображается или отшельником, или созерцателем чужой жизни. В нем представлены ведущие символистские мотивы: раздвоенности (контраста), тайны, вечности, одиночества.
Великолепие формы стиха и приземленность, пошлость описываемой в нем действительности создают мотив раздвоенности уже в первых четырех строфах. Из-за негативного отношения (скепсис, иронию, сарказм) лирического героя к низкой действительности выражена его внутренняя непричастности к ней, значит, налицо мотив одиночества. И в итоге лирический герой пришел к выводу, что истина — в одиночестве, но не пустой и бесполезной, а в дарующий многообразие бытия, выраженное через символ вина.
Футуризм без Маяковского представить невозможно. Он был самым известным и талантливым поэтом-футуристом (не будь Маяковского, футуризм не получил бы такой популярности). Едва ли не основной темой раннего Маяковского становится тема трагического одиночества поэта: «Я одинок, как последний глаз идущего к слепым». Причина этого в том, что вокруг — нет людей. Есть толпа, масса, сита, что жует, смотрящий «устрицей из раковины вещей».
Таким образом, почти все русские поэты начала ХХ века раскрывают трагедию одинокой души, брошенной в холодный, враждебный, жестокий мир. Это раскрытие и осмысление по-разному выразили основные направления русской поэзии того периода — символизм, акмеизм и футуризм. Однако есть у них и общее. Они доказали, что одиночество — это не отрешенность от жизни, это упрек и вызов окружающей действительности. Стихи наполнены мыслями о смысле жизни.