Понятие художественный образ относится к ключевым терминам эстетики. По этой причине, изучением этой проблемы занимаются многие ученые. В частности особую заинтересованность выявляли Лейзеров Н.Л. и Лихачев Д. Художественный образ, является способом освоения и переработки реальной действительности, и относится только к искусству. Образ – это любое явление, которое воссоздается в произведении. Словосочетание – делает акцент, на устойчивости художественного образа, не совокупляться с вне расположенными художественными явлениями. Поэтому образ, можно еще назвать и категорией, что господствует в эстетике. Определить специфику образа можно по отношению к двум факторам - мыслительному процессу и реальной действительности. Выходя из этого можно подчеркнуть, что образом является словесно выраженная обобщенная жизненная картина. Согласно трактовке Гегеля, образ это что-то среднее, между чувствительностью и идеальной мыслю. Образ может быть двусмысленным, и представлять в себе понятие предмета и внешнее бытие, что относится к нему. Образ предоставляет в едином целом, два вида мышления – чувствительное и обобщающее. Главной целью литературного образа является есть полноценная передача той самозначимости и цельности, которыми обладают вещи. Специфику литературного образа определяют художественное время и пространство. Сам образ составляют два компонента, предметный и смысловой, учитывая это классификацию образов можно разделить на такие типы:
- предметная;
- структурная;
- обобщенно-смысловая;
Предметность образа делится на несколько слоев:
1. Образы-детали, интерьер, пейзаж, портрет;
2. Поступки, стремление, настроения, то есть все образные детали;
3. Образы-импульсы, характеры, обстоятельства;
В зависимости от смысловой обобщенности образы можно разделить на:
- индивидуальные;
- типические;
- характерные;
- мотивы:
- архетипы;
- топосы.
В современной критике, очень распространена тенденция придавать понятию образа, образа коллектива, то есть собирательного значения. Ярким примером этого, есть робота Бурсова Б., который поддает критике произведение Толстого «Война и Мир». В статье упоминается об образах Безухова, Болконского, а также выдвигается понятие «Демократическая Россия». В понятие «образа народа» входит несколько отдельных образов: дворянства, народной массы, нации.