• Главная
  • Новости
  • Новое о филологии
  • Фотоальбомы
  • Статьи
  • Контакты
  • Минералов Юрий Иванович
    Минералов Юрий Иванович
    (30.05.1948г. - 29.08.2012г.)

    Добро пожаловать на сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького, доктора филологических наук, - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

    Понятие художественного образа с точки зрения эстетики

    05/05/2013

    #

    Понятие художественного образа с точки зрения эстетики

    Понятие художественный образ относится к ключевым терминам эстетики. По этой причине, изучением этой проблемы занимаются многие ученые. В частности особую заинтересованность выявляли Лейзеров Н.Л. и Лихачев Д. Художественный образ, является способом освоения и переработки реальной действительности, и относится только к искусству. Образ – это любое явление, которое воссоздается в произведении. Словосочетание – делает акцент, на устойчивости художественного образа, не совокупляться с вне расположенными художественными явлениями.  Поэтому образ, можно еще назвать и категорией, что господствует в  эстетике. Определить специфику образа можно по отношению к двум факторам -  мыслительному процессу и реальной действительности. Выходя из этого можно подчеркнуть, что образом является словесно выраженная обобщенная жизненная картина. Согласно трактовке Гегеля,  образ это что-то среднее, между чувствительностью и идеальной мыслю.  Образ может быть двусмысленным, и представлять в себе понятие предмета и внешнее бытие, что относится  к нему. Образ предоставляет в едином целом, два вида мышления – чувствительное и обобщающее. Главной целью литературного образа является есть полноценная передача той самозначимости и цельности, которыми обладают вещи. Специфику литературного образа определяют художественное время и пространство. Сам образ составляют два компонента, предметный и смысловой, учитывая это  классификацию образов можно разделить  на такие типы:

    - предметная;

    - структурная;

    - обобщенно-смысловая;

    Предметность образа делится на несколько слоев:

    1.         Образы-детали, интерьер, пейзаж, портрет;

    2.         Поступки, стремление, настроения, то есть все образные детали;

    3.         Образы-импульсы, характеры, обстоятельства;

     

     В зависимости от смысловой обобщенности образы можно разделить на:

    - индивидуальные;

    - типические;

    - характерные;

    - мотивы:

    - архетипы;

    - топосы.

    В современной критике, очень распространена тенденция придавать понятию образа, образа коллектива, то есть собирательного значения.  Ярким примером этого, есть робота Бурсова Б., который поддает критике произведение Толстого «Война и Мир». В статье упоминается об образах Безухова, Болконского, а также выдвигается понятие «Демократическая Россия». В  понятие «образа народа» входит несколько отдельных образов: дворянства, народной массы, нации.