На протяжении многих лет среди литераторов ведется спор о понятиях «сюжет» и «фабула». Иногда их отождествляют, а чаще подменяют одно другим. В современном литературном мире под сюжетом подразумевают ход событий, происходящих в произведении. Фабулой же называют главный художественный конфликт, развивающийся по ходу этих событий.
Сюжет помогает раскрыть характеры героев, их взаимоотношения. Благодаря ему мы можем проследить различные связи, рост характера персонажа, увидеть симпатии и антипатии. Составными элементами сюжета являются:
- экспозиция
- завязка действия
- его развитие
- кульминация
- развязка
- эпилог
Неискушенному читателю может показаться, что содержания всех литературных творений построены по одной схеме, меняются только персонажи и события. А рассказывается, в основном, о герое и его окружении, о происходящих событиях в его жизни и чем все это заканчивается.
На самом деле эта схема служит только каркасом произведения и ее не всегда придерживаются. Иногда автор сразу сообщает о смерти главного героя или в окончании резко прерывает рассказ, ничего не говоря о том, чем же вся его история закончилась. Такой открытый финал как бы предлагает читателю самому придумывать окончание повествования.
Однако в каждом произведении обязательно присутствуют некоторые моменты, считающиеся главными, вокруг которых и происходит развитие сюжета. Эти точки называются узловыми. Их всего несколько:
- завязка
- кульминация
- развязка
Например, в известном романе А. Дюма «Три мушкетера» вначале в прологе сообщается о происхождении Д’Артаньяна, о причинах побудивших его приехать в Париж, и чем вызвано желание стать мушкетером, поступив на службу к королю. Так происходит начало действия.
Развитие самого же сюжета начинается в момент похищения у Д’Артаньяна рекомендательного письма. События происходят чрезвычайно быстро: гасконец уже в Париже, моментально обзаводится друзьями и врагами, поступает на королевскую службу. Завязкой романа является его первая встреча с кардиналом.
Динамичный сюжет постоянно пополняется новыми персонажами, он стремительно развивается и вот наступает кульминация – удачное разрешение проблемы с подвесками. А развязкой произведения считается последняя встреча Д’Артаньяна с кардиналом. Она происходит в самом конце романа. Но это еще не окончание всей истории, в эпилоге автор сообщает читателю о том, что захватывающие приключения героя будут продолжены в следующих книгах.
Умение находить узловые точки любого произведения способствует более глубокому пониманию содержания, его запоминанию и логичному пересказу.