Художественные тексты имеют свойство превращаться в различные моделирующие системы, что приводит к тому, что производится изменение некоторых признаков, которые специфичны именно для текста как набора связных предложений, что в итоге приводит к их переносу в сферу системной кодировки. Например, если существует ограниченность, то это не только признак текста, но и существенное свойство стиля художественного языка.
Сейчас не будет зацикливания на ограниченности как конструктивной идеи композиции, а остановимся на том, как это и искусство художественного выражения взаимосвязано.
Начало словесного искусства идет с преодоления коренного свойства слова как знака языка, что дает возможность построения словесной художественной модели по иконическому правилу.
У изобразительных знаков есть преимущество: при подразумевании внешнего, наглядного сходства между тем, что понятно конкретному индивиду, а что имеется на деле, структурой знака и его содержанием, они не обязывают знать сложные коды. Пример — комбинированный дорожный знак, который состоит из двух элементов: к примеру (один из знаков дорожного движения) запретительная полоса и лошадиная морда. В первом элементе лежит условный характер: для понимания его смысла требуется знания специфического кода дорожных знаков. Второй элемент является иконическим и понять его сможет лишь человек, который хоть раз видел лошадь и сможет подсознательно провести сравнительный анализ. Это называется кодировкой жизненного опыта.
Можно допустить проведение еще одного мысленного эксперимента: требуется соединение запретительного знака с цифрой или словом. Оба элемента - конвенциональные, однако условность, ее степень, различна. На фоне автомобильного дорожного знака, который расшифровывается с помощью кода, который знает узкий круг людей, у слова и цифры будет выделение в виде их общепонятности, что функционально приравняется как лошадиной голове, так и абсолютно любому другому иконическому элементу.
Из системы условных знаков, которые усвоены коллективом до мгновенного распознавания, возникают вторичные знаки изобразительного типа. У этих вторичных изобразительных знаков присутствуют свойства иконических знаков: они непосредственно схожи с объектом, наглядностью, из-за чего возникает ощущение гарантии большей истинности и понятности, нежели условные знаки.