• Главная
  • Новости
  • Новое о филологии
  • Фотоальбомы
  • Статьи
  • Контакты
  • Минералов Юрий Иванович
    Минералов Юрий Иванович
    (30.05.1948г. - 29.08.2012г.)

    Добро пожаловать на сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького, доктора филологических наук, - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

    История хокку

    30/01/2013

    #

    История хокку

    Японское стихосложение имеет свою древнюю традицию, обладая своей манерой письма, устоями, правилами, которые являются незыблемыми. Поэзия Японии отлична от европейской, прочих стилей лирики Востока, к примеру, индийского, китайского. Дзен-буддизмом внесен минимализм, романтичное погружение в самосознание, сознание, предметы. Поэтические слова здесь минимальные. Поэтому японская поэзия, невзирая на ее минимализм, обладает огромной информацией каждого поэтического слова.

     

    Главными стилями, дошедшими до наших дней, не изменившими свой вид, являются танка и хокку. Первый стиль -  пятистишие, второй — японское трехстишие. Они различны между собой числом строк. Вероятно, танка более широко передает сущность. Однако в хокку более сильна патетичность. Оно произошло из танка.

     

    Стиль хокку можно понять исходя из его особенностей исторического развития. Постепенно пятистишие стало иметь две строфы: трехстишие, двустишие. Бывало, что одним поэтом сочинялась первая, другим — следующая строфа. Позже, в 12 столетии, произошло появление стихотворений-цепей из чередующихся трехстиший и двустиший. Данную форму назвали рэнга. В этот жанре старинной японской поэзии первое трехстишие получило название «Начальная строфа», т.е. хокку. Она представляла собой наиболее сильную, лучшую строфу во всей цепи строк, через некоторое время и вовсе отделилась в самостоятельное стихотворение. 

     

    Хокку стало придворным стихосложением, ранее слагавшимся древнеяпонскими крестьянами. Каждый японский император имел своих придворных поэтов. Они мастерски описывали жизнь придворных, страсти дворца, природу, любовь. Хокку является лирическим стихом. Им изображается прежде всего слитное единство жизней природы и человека в атмосфере смены времен года.      

     

    Из-за строгого соблюдения правила 5-7-5 в стихе многие поэты не стали известными. Самые знаменитые японские поэты в этом жанре — Исса и Басэ. Искусство оттачивания поэтического жанра стало первостепенной задачей их творческой жизни. Ими была создана школа хокку, кодекс стихотворных правил.

     

    Хокку имеет устойчивый метр, поэтому искусство сочинять такие стихи состоит, несомненно, в умении высказать многое в немногом. Сложным является выразить в семнадцати слогах всю прелесть природы, ее мощь, жизненную печаль, силу пространства. Поэтому и стихи, созданные по всем правилам поэтического слога, представляют силу и широту восприятия в отличие от стихов другого жанра.