Случается так, что стихи сравнивают с хокку. Но это не всегда так, некоторые поэты применяют принцип минимализма в поэзии. Определенным образом, те, кто сравнивают — правы: изобретатели хокку, японцы, очень хорошо разбирались в минимализме.
Что же такое минимализм?
Замените изначально иностранный термин «минимализм» на слово «простота» — вот и все — это одно и то же. В простоте святость и просветление — две высокие цели западной и восточной цивилизаций.
Кстати, для дзен-буддистов творчество, сочинение стихов частности, считались прямым путем к просветлению и пребывании в медитативном, полностью интуитивном состоянии джхана, когда стирается грань между субъектом и объектом — цели всей их духовной практики.
Как же сделать стихи минималистическими? Собственно, есть пару аспектов.
Это касается формы
Рифма? Уберите умышленную рифму, она мешает воспринимать стихотворение. При прочтении современных рифмованных стихов, часто появляется мысль, как же автор старался впихнуть все эти слова в ненужные рамки, пренебрегая содержанием, собственным видением, оригинальностью своей души. Исчезает желание читать. Неужели постмодернизм еще не научил, что форма — это тоже смысл?
Уолт Витмен, который основал и популяризировал верлибр, прямым текстом говорил, что рифма и классические формы препятствуют его души выливаться в стихах. А зачем вам эти кандалы?
Впрочем, это отнюдь не означает, что рифма как таковая является чем-то плохим. Обязательно стоит оставлять ту рифму, которая возникает нечаянно, невольно, потому что такая она настоящая.
Это касается размера
Почему так много людей пишут длинные стихи? Когда человек видит столб текста, то даже не начинают читать стихотворение. Как это предотвратить? Очень просто (как и все в минимализме): писать коротко и ясно. Ориентира можно взять формат Твиттера — не более 140 символов. То, что коротко, то правдиво, потому что идет от души.
Это касается ограничений
Вернее не касается, потому что в поэзии их нет. Я помню, как меня осуждали за мат в поэзии. Ну, извините, что в некоторых нарушил веру в святость собственных предрассудков о стихосложении. Но суть в том, что их взгляды о поэзии — это не поэзия. Нет мата, нет суржика, нет сленга — есть лишь средства поэтического выражения.
И вообще довольно придавать большое значение буквам. Поэзия — не буквы, а то целое, которое они составляют. Более того, кто сказал, что частицами должны быть исключительно буквы?