Проза о военных временах отыграла очень большую роль в развитии послевоенной литературы. В военной прозе, пользуясь специфическим жизненным материалом, авторы смогли воплотить в своих произведениях эстетические и идейные проблемы современности.
Новый этап развития военной прозы начался в середине шестидесятых годов. В конце 50-х годов в миры выходят книги М. Шолохова, В. Богомолова, Ю.Бондарева, а также несколько киноповестей о войне. Новое развитие военная проза получила отчасти благодаря «Судьбе человека» Шолохова, и «В окопах Сталинграда» Некрасова. После них в литературе начали широко повествовать судьбу простого человека. В новой волне этого жанра прозы, присутствовало новое направление – психологический драматизм. «Пядь земли» Бакланова как будто выражало полемику, с теми панорамными романами, что выходили ранее. Странное название произведения, носило в себе смысл, что героический народ защищал свою землю на каждом маленьком участке родной земли. Вместе с этим новым направлением в прозе, параллельно развивалась эпическая проза. Произведения этого направления широко охватывали действительность, и в зависимости от типа повествования разделились на три типа
- нормативно-публицистический тип (в сюжете не романтическая история, которая «словила» персонажей на войне, здесь документально отображено достоверную деятельность высших штабов и Ставки, главными героями являются дипломаты, военные, партийные личности. В произведениях этого типа прозы, отображали исторические события, ссылаясь на исторические документы);
- панорамно-семейный тип (публицистическая часть здесь гораздо меньше, в центре сюжета, не исторические документы, и государственные лица, вокруг которых разворачиваются события, а отдельно взятая семья, и ее жизненный путь на протяжении долгих лет);
- романы (главной целью таких романов, не является желание охватить как можно исторических событий и потрясений многие социальных прослоек людей, а раскрытие частных судеб вместе с их бытовыми проблемами).
Документальная проза была еще одним направлением. В ней был поставлен акцент на повышенном интересе на документальных свидетельствах судьбы отдельно взятого человека, а также народа, которые при совокупности в одном произведении создавали живую картину. Яркими представителями документальной прозы стали О.Адамович, Д. Ганин, Алексеевич С.