• Главная
  • Новости
  • Новое о филологии
  • Фотоальбомы
  • Статьи
  • Контакты
  • Минералов Юрий Иванович
    Минералов Юрий Иванович
    (30.05.1948г. - 29.08.2012г.)

    Добро пожаловать на сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького, доктора филологических наук, - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

    Современное языкознание. Речь и язык

    14/05/2013

    #

    Современное языкознание. Речь и язык

    Обычно наука всегда движется от конкретной данности к общей сущности. Подобное не стало исключением и для науки языка. Во время исследования языка лингвист получает возможность знакомиться не только с устной и письменной речью, но и наблюдать за общением носителей языка. Щерба в своих исследованиях отмечал, что лингвист может заниматься интересными исследованиями, например, сам создавать формы и тексты на выбранном языке, а затем проверять, насколько они целостны и понятны носителям. Если исследователь сам является носителем языка, то он самостоятельно может выступать объектом исследования.

    Когда изучаемым языком уже никто не пользуется в повседневной жизни, у ученого имеются в распоряжении лишь письменные тексты ограниченного объема. В данном случае исследователь не имеет возможности ставить эксперименты и наблюдать живую речь. Носители живых языков начинают приобщаться к ним с самого рождения, также «добывают» их из речи, подобно лингвисту. Единственное отличие состоит лишь в том, что в детстве обучение происходит интуитивно и неосознанно. Ребенок слышит окружающую речь, различные высказывания, начинает понимать смысл, запоминает и впоследствии воспроизводит их самостоятельно.

    Ребенок, взрослея, усваивает правила комбинирования различных языковых элементов, в итоге полностью овладевает всей системой. Во время обучения большую роль оказывает намеренное сообщение взрослыми ребенку определенных элементов, правил. Самая же большая роль в овладении знанием принадлежит самому индивиду, который добывает знание из собственного опыта. Вначале опыт индивида является совершенно «сырым», позднее переходит в «организованный», человек постепенно овладевает родным языком и пользуется им автоматически.

    Особенности языка и речи различаются, как правила и фразы. Речь – форма существования конкретного языка. Характер языка можно увидеть и с помощью отдельных элементов. При подсчете абстрактных единиц в каком-либо отрывке текста мы переходим от речи к языку, подсчитываем словоформы. Лексемой называется единица конкретного языка. Изучением языковой деятельности с давних времен занималось языковедение. Целью науки было понимание и описание лежащего в основе речи языка. Психолингвистика занимается изучением закономерностей появления и восприятия разнообразных высказываний.