• Главная
  • Новости
  • Новое о филологии
  • Фотоальбомы
  • Статьи
  • Контакты
  • Минералов Юрий Иванович
    Минералов Юрий Иванович
    (30.05.1948г. - 29.08.2012г.)

    Добро пожаловать на сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького, доктора филологических наук, - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

    Ахматова и Цветаева — каноны женской лирики

    20/02/2013

    #

    Ахматова и Цветаева — каноны женской лирики

    Женская поэзия отличается тонкостью ощущений, гибкой музыкальностью, раскрытием глубины душевного переживания. По-видимому, эмоциональная суть женщины не может быть понята без женской лирики. Однако более интересными являются примеры, когда женская поэзия обладает таким качественным уровнем, когда она представляет составную часть поэзии как таковой.

     

    Серебряный Век русской поэзии не отделим от таких имен, как Анна Ахматова и Марина Цветаева. Однако перепутать стихи этих поэтесс невозможно. Ахматовой и Цветаевой очерчены классические контуры проявления русской женской лирики. Современники и потомки получили большое число созданных ими искренних, ярких, самобытных произведений. Если поэзия Ахматовой представляет собой спокойную, уверенную силу воды, то стихи Цветаевой дышат жарким, порывистым пламенем.

     

    В большинстве своем женская поэзия состоит из любовной лирики. Как раз она стала началом творчества Анны Ахматовой. Самые первые сборники стихотворений содержат уникальную интонацию ее лирики. Ранние стихи поэтессы характеризуются всеми женскими чертами — внимательным взглядом, трепетной памятью о любимых вещах, капризом, грациозностью. Всем этим усиливается истинная лиричность стихов.

     

    Первые стихотворные опыты Марины Цветаевой также содержат многие традиционные любовные сюжеты, кроме того, она профессионально применяет классическую, строгую форму сонета. Ее стихи по сравнению с  поэзией Ахматовой звучат по-иному, обладают другим накалом страстей, порывом, надрывом, одновременно абсолютно неприсущей для женской лирики резкостью, порой жестокостью. Тут не существует спокойствия в созерцании окружающего мира — все события переживаются внутри. Лирике Ахматовой свойственны строгие формы, ритм, а Цветаева спустя время уходит от сонетов, создавая собственный мир музыкальности поэзии, иногда далекой от разных традиций, имеющей рваные строки, насыщенной восклицательными знаками.

     

    Обе поэтессы жили и создавали свои творения на рубеже веков, в сложную и трагическую эпоху отечественной истории. Их стихи проникнуты этим хаосом, болью, так как женщина очень остро может чувствовать все происходящие события. С течением времени любовная поэзия сменяется нотками перемен, ломкой стереотипов, суровыми ветрами времени. Ахматова пишет стихи, которые пронизаны тревожными, печальными нотками, постоянными ощущениями внутреннего хаоса, болью за судьбу Отчизны.