Пейзажная лирика – это особое искусство слова. С помощью нее поэты могут изобразить природу и сделать ее главной темой своих произведений, но не из-за того, что ее виды прекрасны и волнующи, а потому, что они очень характерны. Поэтам-пейзажистам всегда очень интересна миросозерцательная и идеологическая значимость видов природы. А в силу того, что для разных поэтов данное идеологическое миросозерцание различно, то виды природы имеют для них соответствующую значимость благодаря разным сторонам и аспектам, разным моментам их жизни.
Так, одним поэтам может быть более интересна вечерняя и ночная природа, другие же питают интерес к дневной и утренней. Одни писатели хотят в своих произведениях описать расцветающую, живую и яркую природу, а другие – увядающую, осеннюю. Одни и те же виды природы у разных поэтов и художников могут вызвать различные, иногда даже противоположные эмоции. Все это зависит от идейного искания человека, его осмысления происходящей ситуации. Благодаря этому создается переход от тематики пейзажной поэзии к ее проблематике. Ярким примером различия восприятий природной стихии могут послужить произведения «К морю» Пушкина и «Море» Жуковского.
В обоих стихотворениях лирический герой наблюдает за теплым, южным, летним морем. Это один из видов природы, и он олицетворяет его. Жуковский пишет, что он очарован бездной моря. А Пушкин же в своем стихотворении пишет «В последний раз передо мною ты катишь волны голубые». Таким образом, у обоих поэтов разное осмысление жизни моря. Оно вытекает из различий мироощущения и идеологий. Море Жуковского – спокойное на вид, безмолвное, но в своей глубине оно полно тревожных дум. Море Пушкина – это свободная стихия. Автор вспоминает о смерти Байрона, и отсюда появляется своеобразный параллелизм между ушедшим гением литературы и стихией природы, который придает стихотворению особую художественную силу и сторону содержания.
При том, что тематика у этих двух стихотворных произведений одинакова, они различаются своей рассматриваемой проблематикой. Море у Жуковского отражается в качестве религиозного идеала, привлекательного потустороннего мира. А у Пушкина море является идеалом свободы и вольнолюбия. Жуковский описывает море с присущим ему сентиментально-романтическим пафосом, а морская стихия у Пушкина изображается с гражданско-романтическим пафосом.