Основное творчество лагерных лет объединены в цикл «Уральские сонеты». Следует отметить, что всю свою жизнь Иван Коваленко тяготел к написанию достаточно длинных стихов. Но в лагере поэт пишет преимущественно сонеты. Сами условия лагерной жизни подсказали эту короткую краткую поэтическую форму: нехватка бумаги, нехватка времени для длинных стихов, легче хранить в памяти, проще переправлять на волю — все это говорило в пользу этой поэтической формы.
Преимущества и недостатки сонет
Но кроме преимуществ, в сонетах были и недостатки. Сонет, с его четко регламентированными правилами построения и рифмовки придавал мало пространства для поэтических фантазий: «Впихивают мнение в сонет, / Она сопротивляется, не лезет …» — писал Иван Ефимович … Поэт сумел обуздать музу, и сонет становится на долгие годы основной поэтической формой, в которой творил поэт …
И в рамках этой стихотворной формы Иван Коваленко пытается быть независимым. Манипулирует сонетом, то употребляя в нем только существительные («Река, улица, мост …»), то употребляя длинную строку, то укорачивая его до одного-двух слов («Вода покрытий …», «Ты спишь, не спишь …»). Главная черта сонетов И.Коваленко — их яркая образность, что таит в себе глубокую мысль. В развернутом виде каждый поэтический образ из сонетов И.Коваленко занял бы немало бумаги.
Хотя цензура запрещала в письмах память лагерных реалий, и поэту удается этот запрет нарушать. С уральских сонетов мы узнаем о лагерные бушлаты, отдающие время от времени «на прожарки» («Как зэк свою одежду на прожарки»), о больнице, где подлечивают совсем больных («Халат необычный, лекарства и палата …»), о уральскую тайгу («в серебристом инее деревья и строения»). В лагере поэт тяжело болеет, ему придают ИИ группу инвалидности, он часто находится фактически на грани жизни и смерти, и это отражается в ряде его стихотворений («строит телеги в дорогу», «Захожу в сад души своей» и др..)
В неволе…
В неволе поэт совершенствует свое поэтическое мастерство. Для примера можно вспомнить такие стихи, как «На 9 апреля 1939″, «Старый пианино», где так удачно использованы аллитерации. Многие сонетов имеет философское направление («Когда на улице ночь глубокая …», «Дочери», «Листок, как раненый бабочка …») и ряд других.
Иван Коваленко сказал свое веское слово в развитии именно украинского сонета. Под его пером эта классическая поэтическая форма набрала ярко выраженного национального характера: «А я еще хочу несчастных подковы, / Тебе одну еще видя во сне, / Как то чумак, заблудший в степях, / Что должен вернуться к Покрову ..». Это мог написать только украинского, знаком с жизненным устроем родного народа.
Написано на Урале было немало. Большинство из написанного — погибло: отбирали и уничтожали, несмотря на содержание стихов, а память могла удержать далеко не все …