• Главная
  • Новости
  • Новое о филологии
  • Фотоальбомы
  • Статьи
  • Контакты
  • Минералов Юрий Иванович
    Минералов Юрий Иванович
    (30.05.1948г. - 29.08.2012г.)

    Добро пожаловать на сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького, доктора филологических наук, - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

    Морфемный анализ слова и его принципы

    12/09/2013

    #

    Морфемный анализ слова и его принципы

    Разбирать слово по составу требуется по порядку:

    1. 1.      Выделение основы, словоизмененяющих морфем — окончания и/или формообразующей морфемы, изменяемой части слова, расположенной чаще всего после корня.

    При этом не стоит забывать про j, который мог «спрятаться» в йотированную гласную букву после гласной либо после разделительного знака. Если им закрывается основа слова, то его требуется (настроений-е). Если этого не выполнять, то суффикса можно вообще не заметить. Так, к примеру, в русском языке отсутствует суффикс -*ни-, а есть наличие суффикса -ний-: везти — ве-зе-ний-е. В слове же «поднебесье» содержится суффикс -й-, который буквенно никак не обозначен: под-неб-есь-й-е.

    1. 2.      Разделение основы слова на корень/корни, словопроизводственные морфемы (если они есть в слове).

    Некоторые учебные пособия для этого предлагают следующую процедуру: выделения корня в слове как общей части слов-родственников, затем то, что останется в слове, выделить как приставку (приставки) и суффикс (суффиксы) по сравнительному анализу оставшейся части слова с имеющимися у нас знаниями о присутствии  подобного суффикса или такой приставки. Однако в таком разборе не хватает обоснования, что может повлечь за собой ошибки. Во избежание неточностей, нужно связать морфемный разбор основы   и разбор словообразовательный.

    Производностью основы является появление данной основы от другой основы на таком же уровне. Как узнать, что одна основа производна от другой? Только лишь с помощью значения основы, которая является для нее базовой. Например: мультик ¬ мультфильм. Мотивация: мультик — это ‘небольшой или детский мультфильм’.

    В смысловой связи производного и производящего обязан чувствоваться синхронный уровень создания второго слова. Так, например, слово «забыть», как  исторически сложилось, образовалось от слова «быть», а слово «столица» было образовано от слова «стол». Однако для современного человека «мостик» смысловых связей между этими словами разрушен. Раз нельзя объяснить значение слова «столица» через значение «стола», то отношениями словопроизводства  они абсолютно не связаны. Слово «столица» (тоже самое что и «забыть» в прошлом) является непроизводным, а это значит что корень не «стол», а «столиц».

    Смешивать синхронный морфемный и этимологический анализ слов во время изучения русского языка, на котором говорят сегодня, не следует – смысла не получится.