Обычно, когда мы говорим об этой связи, то имеем в виду влияние писателя на читателя, игнорируя тот факт, что по большому счету писателя творит и формирует читатель. В лучшем случае, писатель может быть для читателя авторитетом, к которому он прислушивается, тогда как писатель полностью зависит от читателя, поскольку без читатель никому засвидетельствовать его писательское бытия.
Литератор, которого игнорирует читатель, перестает существовать. От читательской аудитории зависит от необходима акустика, позволяющая слову резонировать и вторить.
Мало быть талантливым
Талант может возникнуть, казалось бы, из ниоткуда, но не может проявиться в среде, не способно его распознать, оценить, поддержать. Поэтому, повторюсь, общий уровень писателя напрямую зависит от читательского уровня, поскольку он реализует себя в поле, очерченном читателем. Для наглядности можем попытаться представить, на сколько бы мощнее оказался талант Ивана Франко, если бы он родился немцем или французом. И стали бы лауреатами Нобелевской премии Томас Манн и Анатоль Франс, если бы были украинского и писали для консервативной галицкой публики.
Финансовое вознаграждение — еще один фактор влияния на писателя. А поскольку тогдашний читатель к украинскому слову не рвался, потому подписчиков украинских изданий и читателей украинских книг было мало, соответственно и гонорары украинским писателям уплачивались мизерные. Если опустить советский период, когда как писатели, так и читатели ходили строем и под команду, а литература была едва ли не главным рубежом идеологического фронта и поэтому должным финансировалась, то ситуация почти не изменилась. По крайней мере в лучшую сторону.
Критик Евгений Баран утверждает, что «мы живем во время нечтения», однако не решается в этой ситуации назначать крайних. И я тоже не берусь судить, насколько эта ситуация безнадежна. Украина не исключение. Известно, что Уильяма Фолкнера в Европе, в частности во Франции, почитали больше, чем в Америке. Пулитцеровскую премию он получил уже после Нобелевской. Орхан Памук, еще не будучи нобелиантов, сетовал на отсутствие дискурса в Турции, мол, даже если турецкий писатель поймает стрелу зубами, никого этим не удивит.
Еще каких-то сто лет назад одни люди писали, а другие читали книги при свече или керосиновой лампе, но выпадает теперь упрекать людей, которые не берутся делать это при свете пламени, охватившего их дом? Имею в виду нас с вами.
И все же, писателю нужен читатель. Отберите у писателя читателя, и он станет напоминать сумасшедшего.