Языковедческие школы разных стран образовывались при разных обстоятельствах и практических ситуациях. Не все из них одинаково воздействуют с философией, теологией, поэтикой, литературоведением, эстетикой, биологией, этнологией, социологией, этнографией, математикой, теорией коммуникации, информатикой, переводоведением, гносеологией, логикой, филологией, историей, семиотикой, кибернетикой, лингводидактикой и другими. Чаще всего специалист в определенной области лингвистики испытывает значительные трудности при столкновении с языком, не являющимся для него родным. Хуже всего, когда человека воспитывали в культурной, общенаучной и лингвистической отечественной традиции.
Большие различия встречаются в распространенных классификациях грамматических явлений, толковании соотношений слов и морфем. Типологически языки могут быть достаточно близкими, но в то же время иметь между собой вполне ощутимые различия. Лингвистические знания в определенных этнокультурных контекстах имеют много общего в этапах зарождения, развития. Учителя и ученики разнообразных лингвистических школ обсуждают разнообразные вопросы и проблемы, имеющие отношение к философии. Затрагиваются и вопросы взаимоотношения языковых средств и содержания, языка и мышления, характера связи слов и вещей, сходств и различий языка людей и средств общения животных.
Восточные лингвистические школы неоднократно высказывали свои фонологические идеи, которые опережали европейскую и американскую лингвистическую мысль. Одна из наиболее важных и острых задач лингвистики современности – сопоставление различных традиций. В курсе, который предлагается читателям, авторы стремились подчеркнуть все одинаковое в научных традициях описания мира, а также общее в культурных ареалах. Большой интерес сегодня проявляется к истории становления лингвистического знания в восточных школах. Такая информация практически недоступна и незнакома европейским читателям, но весьма интересна. Языковедческий опыт Восточного мира может многое рассказать и быть достаточно поучительным для лингвистов, проживающих на европейских территориях.
Большое влияние способно оказать освещение практик в данной области в государствах Ближнего Востока, в которых зарождались и эволюционировали древние системы письма, складывалось письмо финикийских народов. Последнее сыграло значительную роль в культурном развитии многих государств, в которых не создавались собственные целостные грамматические теории.