От содержания в искусстве, общественно-нравственной проблематики, по некоторым предубеждениям, отвлекает структурный анализ.
Работа с высоким уровнем формализации, создаст у неподготовленного читателя впечатление разъятия тела художественного произведения. И это сделано для того чтобы подвести основу произведения под определенные абстрактные категории. Но становится очень тревожно от того, что термины категории определяются незнакомыми и странными категориями. Привычные пугала мерещатся каждому читателю: одни считают, что искусство убивают, другие – проповедуют искусство. Предъявлять данные обвинения могут в одночастном порядке.
На недоразумении основываются выводы о том, что семиотическое изучение литературы отдаляет от общественно-этических ценностей искусства.
Проблема значений неразрывно связана с понятиями знаковой системы и знаков. Посредническую функцию в человеческой культуре выполняет знак. Передать определенное содержание, такую цель преследует знаковая деятельность.
Сутью семиотического подхода считается изучение акта коммуникации и его общественной роли. Не достаточно будет доброго желания, бесконечного повторения общественных истин, для понятия содержания искусства.
Облик искусства определяется общественной жизнью. Но повторив это несколько раз, мы не объясним отличие текстов Толстого и Достоевского, создания различных художественных произведений при одинаковых условиях.
Например, в книге, лежащей перед вами, представлены важнейшие истины, но язык написания – не известен. Вы не интересуетесь вопросами языкознания, так как не лингвист. Как привлечь ваше внимание к книге? Вам захочется узнать ее содержание, и только и всего. И это естественно. Любой человек, обратившись к знаковой системе, начнет именно с этого.
Но можно представить человека, который, не желая понимать язык написания книги, захочет познакомиться с ее содержанием. Но это сделать не возможно, такое сообщение он получит. Получить данное сообщение можно лишь в том случае, если владеешь языком, на котором оно составлено. Решив изучить язык, придется изучить форму предложений, отвлекаясь от содержания.
Главная проблема всех наук семиотического цикла – проблема содержания. Определить содержание знаковой системы – это цель изучения системы. Остро это ощущается при изучении культуры, искусства, литературы. Сложнее всего анализировать содержание знаковых систем. Поэтому необходимо уточнить о значении языка и его природе.