«Наша литература не была бы такой великой, если бы не обладала такими яркими тропами. Тропы в литературе любого народа делают язык образным и изысканным, но только у нас эти тропы добавляют дополнительный смысл в произведение, а иногда даже заключают в себе основную мысль писателя или поэта».
Возникновение термина
Как термин это слово пришло из греческого. В античной стилистике оно обозначало художественное осмысление и выражение лексических изменений слова, а также появление разнообразных оттенков в семантике слова. Можно сказать, что троп – это употребление слова в переносном значении. Часто авторы произведений используют тропы для того, чтобы подчеркнуть индивидуальное восприятие действительности.
Литературные тропы
Существует несколько видов тропов, которые чаще всего применяются в литературе:
- Эпитет — прилагательное, которое может охарактеризовать предмет. Часто это прилагательное употребляется в переносном значении и всегда сопровождает определяемое слово. Но не всегда эпитетом может быть только прилагательное, главное в этом тропе – дать образную характеристику чему-либо. Например, в стихотворении Есенина есть строчка: «Схимник-ветер шагом осторожным // Мнёт листву по выступам дорожным». Здесь слово «ветер» образно характеризуется словом существительным «схимник». В общем смысле эпитет — это
- характеристика предмета,
- явления,
- лица,
- события.
- Метафора – это скрытое сравнение, т.е. значение слова употребляется по сходству. Часто метафора заключается не в одной строчке, а прослеживается на протяжении всего стихотворения или даже в большом произведении. Ярчайшие примеры метафор можно увидеть в стихотворениях Есенина, в качестве примеров можно привести такие строки:
- В саду горит костёр рябины красной…
- Все пройдёт, как с белых яблонь дым…
- Со снопом волос твоих овсяных
Относилась ты мне навсегда…
- Олицетворение. Для русской литературы этот троп очень характерен, особенно олицетворение применяется в стихах о природе. Опять же отличным примером использования олицетворений можно считать Есенина. Иногда говорят, что Есенин использует не просто олицетворение природы, а очеловечивание её. Олицетворение может распространяться только на один предмет и включатся лишь в одну строчку, а может использоваться и на протяжении всего стихотворения. Например, это стих Есенина «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…». Если сказать кратко, то этот прием наделяет неодушевленные предметы
- человеческими качествами,
- чувствами,
- действиями.
- Сравнение – это уже открытое сопоставление предметов и подчёркивание их сходства. Часто сравнительные обороты сопровождаются союзами «как», «словно» или «будто». Например, в выражении «сердце холодное, как лёд» явно присутствует сравнение. У Маяковского есть сравнение без союза: «Все равно // любовь моя — // тяжкая гиря ведь — // висит на тебе, // куда ни бежала б». Или у Гоголя в «Мёртвых душах» талии барышень сравнивались с рюмочками, но здесь сравнение сопряжено с другим тропом – литотой.
- В выражении «денег кот наплакал» явное преуменьшение количества денег. Этот прием называется литотой и выполняет функцию
- преуменьшения качества,
- явления,
- силы и прочего.
- Гипербола – противоположный троп литоте, который заключается в преувеличении характеристик. В стихотворении Маяковского в первой его строчке: «В сто сорок солнц закат пылал».
- Антитеза – противопоставление. Она в художественном произведении часто не ограничивается прямым противопоставлением, а проходит через все произведение и имеет довольно глобальные масштабы. Например, в романе-эпопее «Война и мир» противопоставление заложено в самом названии, затем антитеза встречается практически в каждой сюжетной линии, чувствуется в важнейших узловых моментах романа.
- Метонимия – замена одного понятия другим на основе их взаимодействия в действительности. Ярким примером может быть выражение «возьми с полки Пушкина» (подразумевается сама книга этого автора).
- Синекдоха – это частный случай метонимии, заключается в замене частью одного целого. У Лермонтова: «Белеет парус одинокий» (имеется ввиду лодка).
Конечно, существуют и другие тропы в литературе, которые также помогают добиться яркости и образности, увлечь в мир поэзии или натолкнуть на глубокие размышления.