Разнообразие поэтических произведений, которые помещены в хрестоматийных сборниках для детей, достаточно широко. И самым популярным остается раздел, посвященный природе. Ключевое место в нем занимают стихи о весне русских поэтов для детей. Мелодичные и доступные пониманию рифмованные строки формируют взгляд на окружающий мир, способствуют эстетическому воспитанию.
Стихи о весне — источник образного восприятия мира
Детям младшего возраста отлично подходят детские стихи о весне русских поэтов, заключающие в себе пейзажное описание или яркий наглядный образ. У малышей еще нет большого опыта, понимание текста происходит достаточно прямолинейно. Поэтому до 3-4 лет педагоги рекомендуют выбирать короткие и емкие стихи о природе для заучивания, а для чтения подобрать понятный текст, доступный детскому воображению.
Для этого возраста рекомендуется
- цикл «весенних» стихов Самуила Маршака,
- «Жаворонок» Василия Жуковского,
- «Первая травка» Сергея Городецкого,
- «Сельская песня» Алексея Плещеева,
- «Зайчик» Александра Блока,
- многие произведения (или отрывки из них) Афанасия Фета,
- Федора Тютчева.
Поэты смогли передать радостное настроение и описали понятным для детского восприятия языком изменения, происходящие в природе.
Для дошкольников старшего возраста доступны
- более отвлеченные описания,
- сложные эмоции.
Воображение становится более ярким и целеустремленным, а мышление — абстрактным. Детское стихотворение про весну может нести уже некоторый скрытый смысл или передавать сложные эмоциональные переживания. Сочные образы произведений
- Аполлона Майкова («Колесница золотая», «Царица цветов»),
- более сложное построение текста Алексея Жемчужникова,
- переливы Сергея Есенина
становятся понятны и близки.
«Педагоги рекомендуют при чтении детям стихов о весне, о пробуждении природы вкладывать максимум интонационной выразительности, а после прочтения произведений
- поинтересоваться произведенным впечатлением,
- пояснить непонятные моменты,
- повторить отдельные строки, описывающие весенние явления.
Наряду с развитием
- эстетического восприятия мира,
- понимания красоты литературного произведения,
- происходит формирование знаний о времени года,
- четкое понимание особенности весенних изменений».
Русские поэты — создатели ярких образов природы
Стихи о весне русских поэтов для детей написаны с любовью и нежным отношением как к ребенку, так и к родной природе. Они помогают
- понять красоту своего края,
- побуждают окинуть взглядом просторы,
- радоваться молодым клейким листочкам и подснежникам.
«Первый лист» Федора Тютчева настраивает на лирический лад, «Зеленый шум» (творение Николая Некрасова) образно описывает приход весны и изобилует сложными эпитетами и сравнениями («как молоком облитые», «идёт-гудет Зеленый Шум»).
Чтение таких произведений вместе с взрослыми уместно в дошкольном и в младшем школьном возрасте. Они помогают осознать смену явлений, понять прелесть пробуждающейся от зимнего сна природы.
Более сложные стихи Афанасия Фета, в которых заключены новые понятия, написаны были без учета возрастного ценза. Но сегодня отрывки из них часто помещают в сборники для детей разного возраста. Его удивительные речевые обороты пленяют каждого:
- все «задышит новою весной»,
- «песнь дрожит и тает».
Отрывки из поэм Александра Пушкина, его отдельные стихотворения «о красной весне», восторженные восклицания Евгения Баратынского («Весна, весна! Как воздух чист!») поражают воображение детей среднего возраста и побуждают их к «пробе пера».
«Русские поэты смогли собрать воедино эмоциональные порывы и природные изменения весеннего периода. Их стихи для детей о весне популярны на протяжении многих десятилетий и стали классикой литературы».