Считается, что постмодернизм в литературе возник впервые в США, а затем постепенно распространился и по многим европейским странам. Люди стали больше интересоваться
- литературоведческими,
- постфрейдистскими,
- интеллектуальными концепциями.
Причем, по многим причинам для восприятия подобных новейших веяний самой благоприятной оказалась именно американская «почва». Дело в том, что в 50-х гг появилось много неизвестных и совершенно новых для восприятия направлений в литературе и искусстве. Все эти набиравшие обороты тенденции необходимо было осмыслить. В итоге вышло так, в 70-х гг постепенно стала происходить смена культурной парадигмы, где постмодернизм в литературе заступил на место модернизма.
Первые примеры постмодернизма в литературе
Уже в 1969 году была опубликована статья под названием «Пересекайте границы, засыпайте рвы», которая в данном отношении оказалась знаковой. Автором этой нашумевшей статьи был Лесли Фидлер, известный литературовед. В этой статье ярко можно было видеть весь пафос совмещения языка массовой литературы с языком модернизма. Оба совершенно разных полюса совместили и сблизили друг с другом для того, чтобы появилась возможность стереть границы между беллетристикой, которую презирали эстеты, и литературой элитарной и модернистской.
Идеи постструктуралистов из Франции, мигрировавшие в то время в США, не только позволили намного лучше понять все процессы, возникающие в искусстве США, но и добавили новые импульсы к дискуссиям, касающихся постмодернизма.
Развитие постмодернизма
Новая концепция постмодернизма (которая возникла в США) свое влияние со временем оказала не только на искусство и литературу, но и на многие науки:
- политические,
- бизнес,
- право,
- психоанализ,
- менеджмент,
- социологию,
- психологию,
- криминологию.
Причем при переосмыслении американской культуры, искусства и литературы методологической базой послужил в постмодернизме в качестве теоретической основы постструктурализм. Все это способствовало изменению расовой и этнической точек зрения у американцев. Постмодернизм в литературе стал также благодатной почвой для появления феминистского подхода.
А в 90-х гг постмодернизм проник постепенно и духовную культуру общества.
Основные черты постмодернизма в литературе
Большинство исследователей считает, что при постмодернизме возникло искусственное разрушение традиционных взглядов и представлений о законченности, стройности, целостности всех эстетических систем. Появились также первые попытки выделения главных признаков постмодернизма:
- пристрастие цитатного соединения несовместимого;
- размытость бинарных и слишком жестких оппозиций;
- гибридизация разных жанров, которая порождает мутантные новые формы;
- ироническая переоценка многих ценностей, деканонизация большинства условностей и канонов;
- стирание личности;
- игра в тексты, игры метаязыковые, театрализация текстов;
- переосмысление истории человеческой культуры и интертекстуальность;
- освоение Хаоса в игровой манере;
- плюрализм стилей, моделей и культурных языков;
- организация текстов в двух- или многоуровневом варианте, адаптированном одновременно для массового и элитарного читателя;
- явление «смерти автора» и авторской маски;
- множественность точек зрения и смыслов;
- незавершенность, открытость конструкциям, асистематичность принципиальная;
- прием «двойного кодирования».
Тексты с большой буквы стали самым основным объектом постмодернизма. Помимо этого в этом направлении стала проявляться культурная опосредованность, насмешливость и всеобщее смешение.