Литература XXI века – явление довольно-таки непростое и даже спорное. Совокупность пишущих людей отныне не представляет собой более-менее единого «класса», тем более не являются они (в совокупности) этакими
- учителями мудрости и нравственности,
- создателями прекрасного слога,
- художниками слова
(как это было в предшествующие эпохи). Конечно, встречаются и сейчас признанные «акулы пера», однако в наше время далеко не всякий человек, пишущий и публикующий свои «опусы», может быть назван полноценным писателем. Это общая проблема для всего современного искусства.
Свободный доступ к большинству текстов, включая шедевры мировой литературы, ставший возможным благодаря интернету, породил ощущение «смерти писателя» и иллюзию того, что всё в «искусстве слова» уже сделано. Более или менее справедливо говорить о едином гипертексте, которому неизбежно принадлежит любое опубликованное произведение. Данное явление исследователи полуофициально именуют «сетературой».
Однако (как бы не замечая отчаянных настроений общества) сформировались и новые собственно литературные явления. Одним из широко обсуждаемых явлений стал постреализм – направление, название которому (увы, закрепившееся пока не окончательно) предложили российские литературоведы
- Лейдерман,
- Липовецкий.
Постреализм
Литература XXI века (по большому счёту) возникла на остатках постмодерна и началась с такого направления, как «постреализм». Произведения, созданные в этом ключе, стоят на стыке правдивого отражения
- реальности и фантастики,
достоверность в них сочетается с невероятным, а научность и обоснованность –
- с магией и суевериями.
Внешне постреалистские произведения иногда с трудом отделяются от постмодернистских, ибо в обоих случаях применяются
- частые цитирования,
- игра текстами и образами,
- множественность точек зрения.
Однако отличие на самом деле разительное:
- постмодерн не признаёт объективной реальности как таковой, ему наплевать на изображаемые проблемы и ситуации;
- а вот пафос постреализма сродни пафосу классической литературы XIX-ХХ веков: правда всё-таки одна, объективная реальность существует, однако чтобы её познать и максимально достоверно отразить, всем участникам повествования (героям, а также читателю и самому писателю) требуется провести определённую работу над собой.
”Постреализм как бы изображает сознание пьяного или наркомана, наполненное иллюзиями, и напоминает читателю, что для обретения смысла жизни, счастья и «спасения» необходимо протрезветь”.
Начало постреализма лежит за пределами художественной литературы. Первыми образцами этого направления были статьи в газетах и журналах из серии «Необъяснимо, но факт». Были серьёзные статьи на эту тему в серьёзных журналах, однако большая часть этого раннего постреализма – это «сенсационные» утки в жёлтой прессе, подкреплённые (обработанными «Фотошопом») фотографиями. Нынешний постреализм как таковой гораздо «чище» и честнее этих явлений, поскольку позиционирует себя исключительно как художественную литературу.
Стихи XXI века
Поэтическая часть литературы в конце ХХ века в значительной степени растворилась в музыкальной. Поэты ХХ-XXI века осознали, что лирическое произведение лучше воспринимается в совокупности с музыкальной составляющей. Подобный синтез музыки и поэзии существовал и гораздо раньше (вспомним романсы), однако в «классическую» эпоху это был довольно скромный «отдел» поэтического творчества, считавшийся к тому же «низким». В наше время ситуация изменилась.
Например, если говорить о русской (точнее, российской) поэзии конца ХХ – начала XXI веков, то наиболее «сильные» вещи были сочинены преимущественно представителями «русского рока» и более «глобализованного» отечественного металла. Потуги не-роковых сочинителей на их фоне очень скромны.