Любите хорошие стихи? Умеете острить по случаю и даже в рифму? Абсолютно не разбираетесь в стихотворных размерах и не можете (как бы над вами ни бились преподаватели) отличить ямб от хорея? Вы — Евгений Онегин. Ну, или кто-то по духу очень похожий на него. Впрочем, если вы все же хотите блеснуть знанием основ поэзии — не закрывайте страницу, в нашей зарисовке мы покажем то, как определить стихотворный размер стиха.
Стихотворный размер и его виды
Большая Советская Энциклопедия (а следом за ней практически все электронные ресурсы, в том числе и Wikipedia) дают довольно пространное определение стихотворного размера. Но мы скажем проще. Это порядок размещения в стопе ударных и безударных слогов.
Каждому поэтическому произведению свойственен
- одно-,
- двух-,
- трехсложный
стихотворный размер. Как его определить?
Самый сложный в восприятии — односложный. Его называют брахиколон. В таких стихах каждый слог — ударный.
Гораздо более размеренны и динамичны двусложные размеры — это
- хорей с первым ударным,
- ямб со вторым ударным слогом.
Наконец, существуют трехсложные размеры:
- дактиль (ударение на первом из трех слогов);
- амфибрахий (ударение на втором слоге);
- анапест (ударение на третьем слоге).
«Особняком среди всех размеров выделяется логаэд, поскольку он состоит из разных стоп».
Стихотворные размеры с примерами
Как определить стихотворный размер стиха? Лучше всего сделать это на конкретном примере. Односложный брахиколон принадлежит к экспериментальной поэзии и встречается редко. Например, его можно найти у Владислава Ходасевича:
Лоб —
Мел
Бел
Гроб.
Гораздо более распространены двусложные размеры. Хорей можно встретить у Михаила Лермонтова:
«Выхожу один я на дорогу; // Сквозь туман кремнистый путь блестит; // <…>»
Образец ямба можно встретить у Шекспира в переводе С.Я. Маршака:
Ты погрусти, когда умрёт поэт,
Покуда звон ближайшей из церквей
Не возвестит, что этот низкий свет
Я променял на низший мир червей.
Пример трехсложного анапеста можно найти у Блока:
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастья есть.
Хрестоматийный пример дактиля встречается опять же в стихотворениях Лермонтова:
«Тучки небесные, вечные странники!»
А амфибрахий с ударением на втором слоге часто присутствует в стихах Н.А. Некрасова:
«Дороже отчизны — не знал ничего // Боец, не любивший покоя».
Словесный эксперимент
Поэзия — это поле для экспериментов, поэтому помимо классических стихотворных размеров могут встречаться и совершенно оригинальные явления, такие как
- дохмий,
- гекзаметр,
- пятисложник.
Дохмий представляет собой стопу греческой метрики (пятисложную и восьмимерную). Пример такой поэзии можно встретить у Д. Андреева:
Сквозь мглу
Транс-паранты
В косом
Прут дожде.
Античные
- «Илиада»,
- «Одиссея»
написаны гекзаметром. Сегодня этим словом называется любой стих, состоящий из шести метров.
Пятисложник представляет собой традиционный размер, свойственный русскому народному стилю. Причем стихи, построенные в пятисложнике, лишены рифмы. Пример можно встретить в любой из русских фольклорных песен:
«Как на матушке, на Неве-реке, // На Васильевском славном острове».
Как вычислить размер стиха?
Возьмите пару строк из стихотворения и выделите ударные и безударные слоги. Затем посчитайте, сколько неударных слогов приходится на один ударный.
«Если их число одинаково, то это двусложный размер. Если на два неударных приходится один ударный — это трехсложный размер. Если чередование ударных и неударных слогов меняется на протяжении одной строчки — это логаэд. Если все слоги ударные — это брахиколон. Когда на один ударный приходится три безударных слога, вы имеете дело с дохмием. А если текст напоминает былину – это пятисложник».