Большинство из нас путают стихотворную стоку с типографской из-за того, что каждая фраза в стихотворении тоже печатается с новой строчки. Понять то, как называется стихотворная строка не так сложно, но многим трудно понять другое, что это важная ритмическая единица, а не текст, разбитый на строки. Ведь так и любой печатный каталог можно назвать сборником стихотворений.
Основные ошибки оформления стихотворных строк
К сожалению, даже опытные стихотворцы часто заменяют стихотворный ритм, разбивая на строки фразы, абсолютно не соответствующие ритмике произведения. То одну строку разделяют на две, то две заталкивают в одну, например:
С мечтами о счастье,
В любви круговерти
Мне лишь настоящего
Не проглядеть бы.
Так было уже
Вроде то, что искал,
Но сквозь внешний лоск
Рассмотрел сердце ведьмы.
Казалось бы, что останавливало автора напечатать стихотворение более ритмично, разбить на правильные строки:
С мечтами о счастье, в любви круговерти
Мне лишь настоящего не проглядеть бы.
Так было уже вроде то, что искал,
Но сквозь внешний лоск рассмотрел сердце ведьмы.
Или вот ещё одна непонятная разбивка одной строчки на две:
«Прижав кулаки // К раскалённой стене…»
А нужно было бы:
Прижав кулаки к раскалённой стене…
Многие стихотворцы, напечатав свой новый «шедевр», спешат быстрее похвастать им перед кем-либо и о доработках стиха даже не думают.
Встречаются даже такие умники, которые даже зная(!) чем является и как называется стихотворная строка, все равно в погоне за славой игнорируют все правила и пишут стихи, оформляя из них изображение:
- дерево,
- животное,
- даже встречался рисунок взрыва атомной бомбы.
Конечно, это визуально смотрится очень интересно и забавно, однако при чтении таких опусов возникает только смех, ибо это
- плохо читается,
- не запоминается,
- перегруз мозга обеспечен.
Как научиться правильно оформлять стихотворные строчки
Научиться правильно оформлять стихотворные строчки не так сложно (как может показаться). Просто не нужно путать типографскую структуру с ритмической структурой стихотворной строки, которая является смысловой и грамматической единицей, а не просто очередной строчкой. Это подчеркнуто написанием с заглавной буквы первого слова в каждой новой строке. А те произведения, где автор все новые строчки пишет с маленькой буквы, ярко демонстрируется авторское незнание того, для чего нужна и как называется стихотворная строка в литературе. Отсюда и появляются откровенно корявые стихи, где утерян грамматический и смысловой ритм:
«лишь иногда я вижу в // дальней дали её красивый силуэт…»
Это наигрубейшая ошибка, а может просто желание выделиться, отличаться от остальных. Изменив лишь перенос, получаем вполне приятные для чтения строки:
«Лишь иногда я вижу в дальней дали // Её красивый силуэт…»
Но и это не стихи…
Чуть менее криво было бы:
«Лишь иногда я вижу в дальней дали // Её знакомый силуэт печальный (или полный печали)…»
Уже не так плохо, правда? Здесь ритмика уже присутствует. И то звучит как-то коряво…
Как уже писалось выше, стихи должны быть ритмичными и организовывать речь звучащую, а не быть набором неподходящих друг другу слов.
Именно в этом и заключён весь секрет очарования стихотворений. Когда стихотворная строка — это гармоничный слог. Важно учитывать, что соблюдение ритма в стихотворных строчках — самое главное правило при написании стихов.
Так что неверный перенос — это не безобидный недочёт, а грубая ритмическая ошибка, превращающая стихотворение в словесный бред.
«Стоит перед стихотворчеством обратить внимание на то, как написаны народные песни и стихи. Заметьте, ни в одном из существующих нет нарушения внутристрочной ритмичности, нет корявых рифм и ни одного переноса. Потому как перенос в стихотворении — сугубо современное, взятое из повествовательных книжек явление».
Ещё современные авторы грешат написанием слишком длинных строчек в своих стихах, которые невероятно тяжело звучат. Рифма в таких произведениях практически не прослеживается из-за слишком далеко расположенных друг от друга рифмующихся слов.
В слишком длинных строчках смазана ритмическая разница и от такого перегруза по количеству стоп в строке не воспринимается стихотворение на слух вообще никак.
Заставить «зазвучать» такое произведение очень сложно, если не сказать невозможно.
Есть надежда, что как начинающие, так и более опытные авторы будут более внимательно относиться к правилам написания стихотворных строк, ведь читать современные стихи с каждым разом всё труднее и неинтереснее.