Что отличает художественную литературу от других типов текстов? Если вы думаете, что это сюжет, то ошибаетесь, потому что лирика – принципиально «бессюжетная» область литературы, да и проза нередко бессюжетна (например, стихотворение в прозе). Изначальная «развлекательность» — тоже не критерий, так как в различные эпохи художественная литература выполняла функции, весьма далёкие от развлекательности (и даже противоположные ей).
«Художественные приёмы в литературе – вот, пожалуй, основной атрибут, характеризующий художественную литературу».
Для чего нужны художественные приёмы?
Приёмы в литературе предназначены для того, чтобы придать тексту
- различные экспрессивные качества,
- своеобразие,
- выявить отношение автора к написанному,
- а также чтобы передать некие скрытые смыслы и связи между частями текста.
При этом внешне никакой новой информации в текст как будто не вводится, ибо главную роль играют различные способы сочетания слов и частей фразы.
Художественные приёмы в литературе принято делить на две категории:
- тропы,
- фигуры.
Троп – это использование слова в иносказательном, переносном смысле. Самые распространённые тропы:
- метафора,
- метонимия,
- синекдоха.
Фигурами называют способы синтаксической организации предложений, отличающиеся от стандартного расположения слов и придающие тексту то или иное дополнительное значение. Примерами фигур могут служить
- антитеза (противопоставление),
- внутренняя рифма,
- изоколон (ритмическое и синтаксическое подобие частей текста).
Но чёткой границы между фигурами и тропами нет. Такие приёмы, как
- сравнение,
- гипербола,
- литота и др.
относят и к первой категории, и ко второй.
Литературные приёмы и появление литературы
Большинство художественных приёмов вообще берет своё начало из первобытных
- религиозных представлений,
- примет,
- суеверий.
Это же можно сказать и о литературных приёмах. И здесь разграничение тропов и фигур приобретает новый смысл.
Тропы имеют прямое отношение к древним магическим представлениям и обрядам. В первую очередь это наложение табу на
- наименование предмета,
- животного,
- произнесение имени человека.
Считалось, что при обозначении медведя его прямым наименованием можно навлечь его на того, кто произносит это слово. Так появились
- метонимия,
- синекдоха
(медведь – «бурый», «морда», волк – «серый» и т. д.). Таковы эвфемизмы («пристойная» замена непристойному понятию) и дисфемизмы («непристойное» обозначение нейтрального понятия). Первое также связано с системой табу на некоторые понятия (например, обозначение половых органов), а прообразы второго употреблялись первоначально с целью избежать сглаза (согласно представлению древних) или чтобы этикетно принизить называемый объект (например, себя перед божеством или представителем более высокого сословия). С течением времени религиозные и социальные представления «развенчались» и подверглись своеобразной профанации (то есть снятию сакрального статуса), а тропы стали играть исключительно эстетическую роль.
Фигуры, по-видимому, имеют более «приземлённое» происхождение. Они могли служить целям запоминания сложных речевых формул:
- правил,
- законов,
- научных определений.
До сих пор подобные приёмы используются в детской обучающей литературе, а также в рекламе. А наиболее важная их функция – риторическая: обратить повышенное внимание публики на содержание текста путём нарочитого «нарушения» строгих речевых норм. Таковы
- риторические вопросы,
- риторические восклицания,
- риторические обращения.
”Прообразом художественной литературы в современном понимании слова были молитвы и заклинания, обрядовые песнопения, а также выступления античных ораторов”.
Прошло много столетий, «магические» формулы потеряли свою силу, однако на подсознательном и эмоциональном уровне они продолжают воздействовать на человека, используя наше внутреннее понимание гармонии и упорядоченности.