• Главная
  • Новости
  • Новое о филологии
  • Фотоальбомы
  • Статьи
  • Контакты
  • Минералов Юрий Иванович
    Минералов Юрий Иванович
    (30.05.1948г. - 29.08.2012г.)

    Добро пожаловать на сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького, доктора филологических наук, - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

    Для чего нужны художественные приемы в литературе

    22/08/2014

    #

    Для чего нужны художественные приемы в литературе

    Что отличает художественную литературу от других типов текстов? Если вы думаете, что это сюжет, то ошибаетесь, потому что лирика – принципиально «бессюжетная» область литературы, да и проза нередко бессюжетна (например, стихотворение в прозе). Изначальная «развлекательность» — тоже не критерий, так как в различные эпохи художественная литература выполняла функции, весьма далёкие от развлекательности (и даже противоположные ей).

    «Художественные приёмы в литературе – вот, пожалуй, основной атрибут, характеризующий художественную литературу».

    Для чего нужны художественные приёмы?

    Приёмы в литературе предназначены для того, чтобы придать тексту

    • различные экспрессивные качества,
    • своеобразие,
    • выявить отношение автора к написанному,
    • а также чтобы передать некие скрытые смыслы и связи между частями текста.

    При этом внешне никакой новой информации в текст как будто не вводится, ибо главную роль играют различные способы сочетания слов и частей фразы.

    Художественные приёмы в литературе принято делить на две категории:

    • тропы,
    • фигуры.

    Троп – это использование слова в иносказательном, переносном смысле. Самые распространённые тропы:

    • метафора,
    • метонимия,
    • синекдоха.

    Фигурами называют способы синтаксической организации предложений, отличающиеся от стандартного расположения слов и придающие тексту то или иное дополнительное значение. Примерами фигур могут служить

    • антитеза (противопоставление),
    • внутренняя рифма,
    • изоколон (ритмическое и синтаксическое подобие частей текста).

    Но чёткой границы между фигурами и тропами нет. Такие приёмы, как

    • сравнение,
    • гипербола,
    • литота и др.

    относят и к первой категории, и ко второй.

    Литературные приёмы и появление литературы

    Для чего нужны художественные приемы в литературе

    Большинство художественных приёмов вообще берет своё начало из первобытных

    • религиозных представлений,
    • примет,
    • суеверий.

    Это же можно сказать и о литературных приёмах. И здесь разграничение тропов и фигур приобретает новый смысл.

    Тропы имеют прямое отношение к древним магическим представлениям и обрядам. В первую очередь это наложение табу на

    • наименование предмета,
    • животного,
    • произнесение имени человека.

    Считалось, что при обозначении медведя его прямым наименованием можно навлечь его на того, кто произносит это слово. Так появились

    • метонимия,
    • синекдоха

    (медведь – «бурый», «морда», волк – «серый» и т. д.). Таковы эвфемизмы («пристойная» замена непристойному понятию) и дисфемизмы («непристойное» обозначение нейтрального понятия). Первое также связано с системой табу на некоторые понятия (например, обозначение половых органов), а прообразы второго употреблялись первоначально с целью избежать сглаза (согласно представлению древних) или чтобы этикетно принизить называемый объект (например, себя перед божеством или представителем более высокого сословия). С течением времени религиозные и социальные представления «развенчались» и подверглись своеобразной профанации (то есть снятию сакрального статуса), а тропы стали играть исключительно эстетическую роль.

    Фигуры, по-видимому, имеют более «приземлённое» происхождение. Они могли служить целям запоминания сложных речевых формул:

    • правил,
    • законов,
    • научных определений.

    До сих пор подобные приёмы используются в детской обучающей литературе, а также в рекламе. А наиболее важная их функция – риторическая: обратить повышенное внимание публики на содержание текста путём нарочитого «нарушения» строгих речевых норм. Таковы

    • риторические вопросы,
    • риторические восклицания,
    • риторические обращения.

    ”Прообразом художественной литературы в современном понимании слова были молитвы и заклинания, обрядовые песнопения, а также выступления античных ораторов”.

    Прошло много столетий, «магические» формулы потеряли свою силу, однако на подсознательном и эмоциональном уровне они продолжают воздействовать на человека, используя наше внутреннее понимание гармонии и упорядоченности.

    Видео: Изобразительно-выразительные средства в литературе