Многие произведения (даже творения писателей прошлых веков) содержат долю смеха. В современном мире каждому известно о комедийных кинофильмах, но вот что такое юмор в литературе? Это знают далеко не все. Казалось бы, что смешную шутку сложно воспроизвести на листе бумаги с помощью букв, но тем не менее юмористический жанр устойчиво существует в писательской практике.
Общая этимология и основные аспекты юмора
Юмор появился еще в ранних литературных произведениях, когда четкого определения этого понятия еще не существовало. Уильям Шекспир, создавая «Двенадцатую ночь», даже не подозревал, что пишет комедию, но при этом он вложил в произведение порцию смешных и искренних моментов. Писатель XVI-XVII-го веков Мигель де Сервантес, подаривший миру «Дон Кихота», в наши дни имел бы право называться замечательным юмористом.
«Впервые занялся понятием «юмор» философ Жан Поль. Он сравнил данное явление с летящей высоко в небе птицей, которая направила свой хвост вверх к Cолнцу и (несмотря на дальность полета) всегда сохраняет землю в поле зрения».
В литературных произведениях юмор представляется как способ высмеивания неких поступков или черт личности, не подразумевая при этом грубого смысла, а лишь выставляя шутку в безобидном свете, не способную обидеть.
Писательский юмор зависит от общественного воспитания и уровня культуры нации, поэтому творения, созданные в разных столетиях и на разных концах света, немного отличаются по принципу построения смешных моментов.
Отличие юмора от иронии
Юмористические произведения есть шанс перепутать с творениями, написанными с долей иронии, но при углублении в вопрос о том, что же такое юмор в литературе, можно достаточно быстро определить то, к какому понятию стоит отнести книгу.
Добрые и светлые шутки
- всегда направлены на познание объекта,
- они превращают недостатки в положительные качества, позволяя смеяться над проблемами и улыбаться неудачам.
Все эти критерии относятся к юмору, выражая тем самым его
- искренность,
- оптимизм.
Иронический же взгляд на вещи делает смешное глупым. Шутки в подобном случае нет, есть скорее насмешка, которая скрывается за (кажущимися вполне серьезными) словами.
Юмор как часть литературного наследия
Смешное – это важный элемент литературной классики. Произведения, написанные настоящими мастерами прозы, нередко включают в себя моменты комического.
Юмор в своем наилучшем проявлении блистает в творениях Николая Васильевича Гоголя.
- Знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки» — добрая книга, пронизанная тонким и мягким юмором.
- А в пьесе «Ревизор» как нельзя лучше раскрываются все недостатки общественной жизни, скрытые под слоем шуток.
Довольно удачно могут отображать юмор и стихи. Чтобы убедиться в этом, стоит только перечитать знакомые с детства произведения Корнея Чуковского.
Например, юмористическое стихотворение «Мойдодыр» ненавязчиво и в смешной форме дает понять, что ленивое и неряшливое поведение ничем хорошим не заканчивается. В данном контексте юмор выступает в качестве учителя, но при этом отсутствуют элементы (даже малейшей) «подколки». Смысл произведения доносится мягко и лаконично.
Из-за способности юмора перемешиваться с
- сарказмом,
- иронией,
- сатирой
сложно выделить этот жанр в определенных произведениях сам по себе. Юмористические творения могут отличаться друг от друга, но главное, что объединяет и выделяет их – это
- отсутствие злых и грубых шуток,
- принятие недостатков как второстепенных жизненных моментов.
«Юмор в литературе – это определение способности смеяться над неидеальным миром, при этом придавая легкость и простоту тем или иным проблемам».