Несмотря на всю информативность, которую должен нести этот обзор, не хочется его начинать сухими определениями «что такое строфа в стихотворении», от одного вида которых хочется уснуть. Начнем с интересного факта.
«Оказывается, что строфой в Древней Греции считали хоровую песню, при исполнении которой строй хора двигался из одного местоположения на сцене в другое с возвращением на исходную позицию. Ведь в переводе с древнегреческого «строфа» обозначает «поворот».
Шли века… Хор уже не бегает по сцене, да и строфы уже сейчас не те. Но тут можно посмотреть с разных сторон. Суть любой строфы — это завершенность. Она может состоять из одного емкого предложения, но оно может сказать больше тысячи страниц. Как толпа поющих своим движением завершала песню, так и в строфе совершается смысловой оборот. Обычно это группа строк, которые объединены
- смыслом,
- общим ритмом,
- рифмой.
С помощью строфы создаются так называемые
- смысловые остановки,
- паузы.
Это облегчает восприятие стихотворения. В произведении «Песнь ада» А.А. Блока (как и во многих других поэтических произведениях) строфы синтаксически закончены, однако отступление от этих условностей придает тексту
- совершенно иные интонации,
- более свежие и яркие краски.
В качестве примера можно привести творчество М. Цветаевой («Народоправству, свалившему трон…»).
Какими бывают строфы
Испокон веков вид строфы подчиняется способам рифмовки строк в ней. Созвучия рифм собирают строки в строфические группы.
- Парные,
- перекрестные,
- опоясывающие
— все эти виды рифм создают простые строфы, комбинации которых приводят нас к получению более сложных стихотворных конструкций.
- Одностишие или моностих. Ясно, что ни о какой рифме речи не идет. Подобные лаконичные творения были под силу лишь истинным ценителям сатиры, они рассчитаны на думающего и знающего толк в юморе зрителя:
- «Как горестно стоять на остановке!..» (В. Вишневский).
- Двустишие или дистих. В таком стихотворении рифмуются соседние строки. Сатирические эпиграммы, которые написаны классическим двустишием, популярны и по сей день. Остры и ироничны эпиграммы от известного российского актера Валентина Гафта. Русские поэты XVIII века такими строфами писали
- героические поэмы,
- трагедии.
- Трехстишие. В такой форме стиха возможны разные варианты рифмовки:
- одинаково рифмуются все три строчки («Лунное безмолвие» К. Бальмонта);
- рифмуются только две строчки – ритурнель («Три символа» В. Брюсова);
- терцина. Примером этой сложной формы строф и рифмовки, при которой рифмуются первая и третья строки в строфе, а вторая рифмуется со строкой из смежной строфы, великое произведение Данте «Божественная комедия».
- Катрен, или четверостишие. Наиболее привычная нашему читательскому глазу форма строфы. В ней используются перекрестная и опоясывающая формы рифмовки («Береза» С. Есенина).
- Пятистишие. Чтобы разобраться в том, как называется строфа из 5 стихотворных строк, нам придется обратить свой взор на творчество британских поэтов, в частности на одного из самых известных — Эдварда Лира. Пятистишия, которые отличались юмором и порой забавными бессмыслицами, называются лимериками («Жила-была дама приятная…» Эдварда Лира, перевод Г. Кружкова).
- Существуют и более сложные виды строф — это девятистишия, десятистишия и прочие, рассказывать про которые можно бесконечно. Однако нельзя обойти стороной бессмертную «онегинскую строфу», состоящую аж из 14 строк.
Подведем итог
«В этой статье (пытаясь ответить на вопрос «что такое строфа в стихотворении») мы прикоснулись к творчеству самых разных поэтов. Убедились, что в литературе (как и в любой другой науке) имеются свои законы, которых придерживается писатель. Это ли не великое мастерство? По одним лекалам создавать уникальные и великие произведения мировой поэзии! Читайте стихотворения, чтите великое искусство Слова!»