Символизм в литературе — это одно из течений, где символ является главным приемом для художественной изобразительности. В этом течении художник показывает связь
- настоящего и потустороннего мира.
В стиле символизма писали такие писатели, как
- Владимир Соловьев,
- Александр Блок,
- Андрей Белов и другие.
Что такое символизм?
Для того чтобы понять, что такое символизм в литературе, приведем пример на излюбленном всеми цветке – розе. В реализме для художника роза – это всего лишь цветок сам по себе
- с бархатистыми нежными лепестками,
- чарующим ароматом,
- розово-золотистым или ало-черным цветом.
В символизме же роза значит воображаемое подобие
- вечной мистической любви,
- преданности.
Ведь для символиста мир не выглядит реальным, для него реальный мир – это толчок в неизвестный новый мир. В символическом течении сливаются два главных смысла:
- воображаемое подобие,
- настоящее явное изображение.
Как описывали течение символизма в литературе русские писатели?
Если прочесть книгу Александра Блока под названием «О современном состоянии русского символизма», то можно найти те разграничения, которые он приводит между настоящим видимым миром и потусторонним, где движутся куклы-марионетки, являющиеся воплощением чего-то
- неизвестного,
- неопознанного,
- неясного,
- но при этом вечно женственного.
Поэтов-символистов можно сравнить с жрецами или пророками неизвестного потустороннего мира, которые обладают тайными знаниями и пытаются передать их нам. Символы для таких поэтов-мистиков – это просто
- «окна в Вечность»,
- «ключи от тайн».
Еще одно интересное высказывание, которое упоминает не менее известный русский поэт Бальмонт: «Реалисты охвачены как волной конкретной реальной жизнью, а символисты отделены от
- реальной жизни,
- от действительности,
они могут видеть только свою мечту и смотрят на мир не реальным взглядом, а через окна».
Почему поэты-символисты так относятся к жизни?
Совершенно не случаен тот факт, что символисты далеки от действительности. Это характерная черта конца XIX века. Как отметил Бальмонт, что «чем ближе мы приближаемся к новому столетию, тем больше появляется поэтов-символистов, тем больше появляется потребность в тонких чувствах и мыслях, что и является составной чертой символической поэзии». Все больше молодые люди уносятся в своих мечтах к
- голубым цветам,
- прекрасным дамам,
- чему-то вечно женственному.
Символизм как литературное направление
«Поэтов-символистов часто упрекают в том, что они создают зашифрованную поэзию, где каждое слово является определенным ребусом, который надо расшифровывать. Такая поэзия якобы принадлежит только тонким одиноким личностям. В символизме нет ярких красок, здесь невозможно найти четкого рисунка, а только песню оттенков. Утомленные жизнью поэты как бы стараются поймать уже исчезающие тени уходящего дня. В символизме используются «слова-хамелеоны», которые имеют несколько смыслов и подходят каждому по-своему. Очень часто поэзия символизма схожа с песнями, в которых воплощаются мечты, а в музыкальных образах встают таинственные герои».
Отсюда можно сделать свой вывод, что символисты оторваны от мира, в основе их души лежит
- расколотость,
- противоречие двух параллельных миров,
- жгучее желание бежать подальше от реальности в иной мир, потусторонний.
Спрятавшись от проблем и бурь в келье или башне с цветными окнами, поэт-символист будет смотреть на жизнь сквозь окна, где люди истекают кровью в борьбе, а символист начнет творить свою собственную легенду. Он будет слушать шум прибоя в раковинах, а не в бурной стихии. Основной заслугой поэтов-символистов является точная разработка
- вопросов ритма,
- поэтики,
- мелодии стихов и инструментовки.
Именно они смогли создать прозу без ее присутствия и наложили печать на всю русскую поэзию.