Поэтический повтор — это и есть не что иное, как принцип повторяемости каких-либо языковых элементов речи. Среди прочих синтаксических средств он является самым простым и в то же время действенным.
Мало кто из нас задумывался о том, что такое поэтический повтор и зачем он нужен не филологам и прочим учёным, а простым людям. Однако материал на самом деле очень интересен и полезен для всех нас.
Например, какая из этих двух фраз самая эффектная:
- «Я её люблю, люблю, люблю»,
- «Я её очень сильно люблю»?
Разумеется, что первая, где как раз и показан принцип повторяемости.
Уж так мы все устроены, что повторяемым действиям больше верим, нежели действиям, о которых единожды сказано, как они сильны. И часто в своей жизни используем эффект для быстрого достижения желаемой цели:
- убедить,
- зацепить,
- запомниться и т.д.
Многие из нас даже не догадываются, что стихотворение, основанное на принципе повторяемости, запоминается более быстро.
История и значение принципа повторяемости в поэзии
С древности художественная поэтическая речь занимала почётное место во всевозможных жанрах и видах искусства. А сегодня она востребована во всех пособиях по риторике и красноречию.
Раньше повтор считался весьма экспрессивным средством для украшения речи, и роль этого элемента особо не учитывалась при составлении текста.
Когда данный вопрос стали изучать лингвисты (начало 50-х гг.), проведя первые исследования (70-е гг.), выяснилось, что рассматриваемые повторы имеют не только орнаментальную, но также стиле- и текстообразующую функцию.
Повтор на сегодня является ярким художественным средством и разделяется на две подгруппы:
- повторяются отдельные части внутри предложений. Таким образом автор обычно выделяет семантически напряженный момент фразы. Повтор используют не только к слову, но и к словосочетанию («Вечерний звон, вечерний звон!»). Как и инверсия, повторы могут быть
- дистанционными («Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…»),
- контактными («Пора, пора, рога трубят…»);
- повторы распространяются больше чем на одно предложение. То есть повторяется строфа, а иногда и все произведение построено на таких повторах:
- Это – круто налившийся свист,
Это – щелканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьев поединок.
- Это – круто налившийся свист,
«Наиболее важным свойством поэтической речи считается целостность, чтобы составные части произведения были взаимосвязаны. Вы и сами можете проследить, что принцип повторяемости лежит в основе практически всех стихотворений и отлично организует содержание».
Понятно, что он является способом выражения автором индивидуального восприятия мира. Однако до сих пор не всё ещё ясно в вопросе о том, что такое поэтический повтор и какова его полная классификация. Впрочем, исследования продолжаются, а пока разберёмся в том, что уже известно.
Типы и функции повтора
Повторы разделяют на несколько основных типов (в зависимости от определённых признаков):
- по повторяющимся языковым элементам речи:
- повторы слов и звуков,
- фразеологизмов и отдельных морфем,
- лексических блоков и устойчивых сочетаний,
- синтаксических конструкций и морфологических форм;
- по расположению друг к другу;
- по композиции:
- эпифорические,
- окольцовывающие,
- анафорические,
- повторы строк и строф.
Повторы охватывают
- сборники стихотворений,
- лирические циклы,
- венки сонетов.
«Главным при анализе повторов является выяснение особенностей их функционирования в текстовом пространстве».
Исследователями доказаны такие функции, как:
- изобразительная,
- создания ритмизации и динамики,
- экспрессивная,
- выделительная,
- актуализации,
- функция призыва,
- побудительная функция,
- функция лейтмотива.
В каждой из данных функций повтора будет полезно разобраться более подробно.
«Сегодня поэтический повтор в основном успешно используют в своих целях рекламные компании, чтобы привлечь к своей продукции как можно больше клиентов».