• Главная
  • Новости
  • Новое о филологии
  • Фотоальбомы
  • Статьи
  • Контакты
  • Минералов Юрий Иванович
    Минералов Юрий Иванович
    (30.05.1948г. - 29.08.2012г.)

    Добро пожаловать на сайт поэта Юрия Минералова, профессора Литературного института им. А.М. Горького, доктора филологических наук, - стихи, проза, лингвистика, литература, критика и литературоведение.

    Что такое гипербола в литературе?

    27/08/2014

    #

    Что такое гипербола в литературе?

    Каждый человек хоть раз сталкивался с понятием гиперболы в литературе. Но не каждый знает, что обозначает этот термин.

    Гипербола — это стилистический прием, который применяется в литературе

    • для преувеличения какого-либо действия,
    • для создания усиления производимого впечатления на читателей.

    Данным стилистическим приемом пользуются многие современные писатели и авторы.

    В чем разница гиперболы и других литературных приемов?

    Гипербола имеет сходство и с другими стилистическими приемами, такими как

    • метафора,
    • гротеск,
    • сравнение.

    Тем не менее у этих языковых средств имеются отличия. Так, например, гротеск является одним из видов

    • художественной образности,
    • контраста реальности и фантастики,
    • уродства и красоты,

    что помогает создать комичный образ.

    Для сравнения предметов или явлений используются приемы:

    • метафора,
    • сравнение.

    Гипербола в литературе тоже является средством для сравнения, но в более преувеличенном формате. Например:

    • уши как у слона,
    • ноги как у жирафа,
    • шея как у страуса,
    • миллион раз ему объясняли и т. д.

    У гиперболы в литературе имеется и противоположный прием, который тоже сравнивает явления, но в уменьшительную сторону. Он называется литот. Пример:

    • рукой подать,
    • мальчик с пальчик.

    Причина возникновения гиперболы

    Что такое гипербола в литературе?

    Сложно представить, что потребность в чрезмерном преувеличении зародилась еще в древние времена. Суждения людей современного общества разительно отличаются от мировоззрения древних людей, которые имели совсем фантастические представления о мире. В те далекие времена люди не могли иметь четкого понятия, что такое вымысел и реальность. Древнейшие люди наделяли волшебной силой те явления, которые не подавались объяснению. Они испытывали страх перед такими явлениями. Вследствие чего стали проявляться

    • благодарность,
    • удивление,
    • преклонение,
    • преувеличение.

    Использование гиперболы в современной и классической литературе

    Без использования литературных приемов произведение будет пресным, скучным и неинтересным. Поэтому все авторы в своих работах применяют их. Основой использования гиперболы в литературе является взаимодействие экспансивных и закономерно вытекающих значений одних и тех же словосочетаний.

    Примеры:

    1. эту новость уже рассказали миллион раз (идет преувеличение количества);
    2. они поругались в пух и прах (затронуто качество);
    3. он бросил ее одну, и мира для нее не стало (задействованы эмоции).

    «Гиперболу очень легко спутать с похожими приемами, такими как метафора и сравнение. Их задача тоже состоит в сравнении предметов и явлений. Но нужно всегда помнить, что если в сравнении идет какое-либо преувеличение, то это гипербола».

    Если сказать, что уши у него как у слона, то видно, что это сравнение. Но если проанализировать, то можно понять, что это преувеличение, что такое сравнение было использовано в переносном смысле, так как человеческие уши не могут быть такими большими. Следовательно, данное сравнение является гиперболой.

    Такой прием используется для

    • придания выразительности предложения,
    • значимости,
    • чтобы заострить на нем внимание читателя.

    В русской литературе охотно применяли данный прием русские классики

    • А.С. Грибоедов,
    • А.Н. Островский,
    • Н.В. Гоголь,
    • Л.Н. Толстой.

    Также гиперболами пестрят былины. В поэзии гипербола чаще всего применяется в совокупности с другими приемами.

    «Современные реалии без употребления гиперболы будут абсолютно бессмысленны. Поэтому их использование можно встретить практически во всех речевых коммуникациях. Если вспомнить телевизионные рекламы, то большинство из них использует гиперболический приём».

    Видео: Японская реклама